Обращение Ягоды к сотрудникам ОГПУ. 1932 г.
Товарищи чекисты!
В своем письме от 6-го мая 1931 г. я уже заострял Ваше внимание на отдельных случаях применения недопустимых методов следствия. Однако, ОГПУ вновь стало известно об аналогичных случаях, имевших место в последнее время. Неслучайно, что именно теперь снова появились эти позорные для чекистских органов факты. Только недавно в своем приказе от 8/ХІІ-с.г. я констатировал неудовлетворительность агентурно-оперативной работы в обстановке новых форм классовой борьбы в деревне.
Не имея соответствующей агентуры, находясь часто в плену у враждебной ее части, лишенные правильной ориентировки о действительном враге и его замыслах, часть нашего аппарата, вместо удара по организованной к.-р., идет по пути наименьшего сопротивления, арестовывая одиночек, иногда случайно.
В этих условиях, при явной недостаточности конкретного оперативного руководства ПП и оперсекторов, особенно в низовых звеньях чекистского аппарата, находятся отдельные работники, которые вместо неустанной, упорной и кропотливой агентурно-следственной работы пытаются позорными методами принуждения вымогать показания.
Такой путь борьбы с к.-р. не только по самому существу своему чужд органам пролетарской диктатуры, но и исключительно опасен, ибо всегда запутает следствие (особенно когда перед следствием опытный враг) и отведет удар от действительных к.-р. заговорщиков.
Только бессилие перед классовым врагом может толкнуть на такой путь.
Вспомните период, когда наши органы только выковывались в огне гражданской войны. Часто полуграмотные, недавно оторвавшиеся от станка, совершенно не знающие даже элементарных основ ведения следствия и иногда слабо знакомые с теорией революционной борьбы чекисты, однако, шли от победы к победе над к.-р., вскрывая крупнейшие заговоры и организации. Сильные руководством партии и поддержкой рабочего класса, чекисты были полны энтузиазма, исключительной выдержки, терпенья, настойчивости и упорства в борьбе. Именно эти качества обеспечивали успех в борьбе.
И если в те времена, когда следствие часто велось в обстановке боя или восстания, мы жестоко расправлялись с теми, кто позволял себе жестокость и издевательства в отношении арестованных, то сейчас, когда мы обогатились опытом многолетней борьбы с классовым врагом, когда вместе со всей партией и трудящимися массами неизмеримо вырос политический и культурный уровень чекистов, мы вправе с еще большей решительностью вытравлять из нашей среды виновных. Это не наши методы, это - методы капиталистических охранок и носителей их, как проводников классово-враждебных влияний на наш аппарат, мы будем беспощадно отсекать.
Мы всегда были тверды и беспощадны в борьбе с к.-р., у нас не было и не будет ни капли жалости к классовому врагу, но никогда, ни при каких условиях, мы, чекисты, не допускали и не допустим позорных для органов пролетарской диктатуры методов следствия.
Товарищи чекисты! На данном историческом отрезке времени, когда остатки кулачества и к.-р. в союзе с проникшими в партию враждебными элементами, пытаются помешать окончательной победе социализма в нашей стране, от нас требуется особая настороженность, бдительность, своевременное вскрытие и беспощадное отсечение новых маневров классового врага.
Я уверен, что чекисты не допустят в борьбе позорных методов следствия и еще теснее сплотятся для успешного выполнения боевых задач, поставленных перед нами партией.
1932 г.
Зам. пред. ОГПУ Г. Ягода