Записка начальникам управлений и отделов ОГПУ. 29 июля 1924 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1924.07.29
Источник: 
Генрих Ягода. Нарком внутренних дел СССР, Генеральный комиссар государственной безопасности. Сборник документов. - Казань, 1997, стр. 310-312.
Архив: 
ЦА ФСБ, ф. 2, оп. 2, д. 513, л. 35-37.

Записка

всем начальникам управлений и отделов ОГПУ.

Совершенно секретно

За последние месяцы одновременно с увеличением числа арестовываемых по разработкам, участились случаи, после более или менее продолжительной сидки, освобождения заключенных за отсутствием состава преступления.

Это заставляет полагать иногда, что принятие такой крайней меры, как заключение под стражу, не всегда целиком продумано и действительно необходимо.

По тем сведениям и материалам, которые у меня имеются, также не совсем благополучно у некоторых отделов обстоит вопрос и со следственным производством:

1. У значительного числа дел срок следствия принимает крайне затяжной характер, путем испрашивания ходатайств у ЦИКа СССР о продлении срока содержания под стражей свыше декретированных 2-х месяцев /ЦИК почти никогда не отказывает, доверяя ОГПУ/.

Некоторые арестованные, таким образом, содержатся по 4-5 месяцев и получают иногда такое сравнительно легкое наказание как 6-ть пунктов, или высылка с места жительства, или даже, в некоторых случаях, выходят на свободу с прекращением их дела. Конечно, длительное содержание под стражей бывает необходимо и крайне нужно. Но когда оно приобретает характер постоянства-системы, приходится придти к заключению, что следственные моменты у начальников отделов не вызывают нужной им внимательности, и, отходя на задний план, целиком поглощаются вполне понятными агентурными разработками и желанием возможно полного физического истощения противника.

2. Зачастую не соблюдаются формальные стороны следствия: не предъявляются вовремя обвинения, отсутствует постановление об избрании меры пресечения и проч. На этой почве приходится очень часто объясняться с прокуратурой, и совершенно ненужно могут обостриться взаимоотношения с ней.

Напоминая, что система карательной политики ОГПУ, выдержанность и последовательность ее имеют совершенно очевидное для всех громадное политическое значение, и что непродуманные скороспелые аресты лиц, которых потом мы же сами вынуждены освобождать за бесцельностью дальнейшего их содержания, и длительность следствия в тех случаях, когда оно безболезненно для дела может быть гораздо быстрее окончено - подрывают установившийся авторитет ОГПУ и дают пищу к широким кампаниям о "массовых арестах" рабочих, студентов и интеллигенции - "Социалистическому вестнику" и ему подобной враждебной нам печати, поэтому:

1) Категорически подтверждаю к исполнению, что каждый начальник отдела, отвечая за целесообразность ареста, обязан доложить мне сам, или, только в крайнем случае, передоверив начальнику отделения или уполномоченному о причинах ареста того или иного лица или группы

2) Строго следить за исполнением формальных сторон следственного производства.

3) Срок следствия свыше 2-х месяцев допускать только при наличии особых на то соображений, предупредив следователей, что задержка следствия, вызванная небрежным или халатным к нему отношением, повлечет к тяжелой для них ответственности.

4) Обязать секретарей отделов представлять за подписью своих начальников секретарю коллегии ежемесячную ведомость движения по отделу арестованных, с указанием даты ареста, времени предъявления обвинения, избрания меры пресечения и времени решения по делу.

Зам. пред. ОГПУ  Ягода

29/VII - 24 года.

Начальникам отделов и управлений собрать всех уполномоченных, прочесть и разъяснить, дав в развитие этого свои практические указания.

Зам. пред. ОГПУ Ягода