Каганович, Молотов — Сталину 22 октября 1933 г.
Шифровка.
Из Москвы 22/Х — 33 г. в 3 час. 05 мин. Вх. № 83.
Тов. Сталину.
1) Литвинов выезжает через 2–3 дня1. Ввиду того, что он будет проезжать через Германию, он поставил перед нами вопрос: необходимо ли ему останавливаться в Берлине или проехать не выходя из вагона?
Мы полагаем, что ему целесообразно остановиться в Берлине и не отказываться от беседы с Нейратом. Или, если пожелает Гитлер, то и с ним. По существу разговоров, если они будут предлагать подписать протокол о том, что все конфликты улажены, то идти на это можно при условии, если они публично в той или иной извиняющейся форме выразят сожаление по поводу ряда неправильных действий германских властей в конфликте о журналистах. Если же они протокола требовать не будут, то ограничиться беседой в тоне, дающем им понять, что мы не намерены углублять конфликта, что мы готовы сделать все необходимое для восстановления прежних отношений.
2) Вслед за Берлином Литвинов будет проезжать» Париж. Мы думаем, что и там ему не следует отказываться от встречи с Поль Бонкуром. Если соответствующее предложение Литвинову будет сделано.
Просим сообщить ваше мнение2. HP 100.
Каганович, Молотов.
_______________________
1 Речь идет о визите М.М. Литвинова в США.
2 В этот же день шифром из Гагры в 15 час. 20 мин. Сталин ответил согласием (Там же. Л. 28). 25 октября 1933 г. ПБ утвердило без изменений изложенные в письме директивы Литвинову о встречах в Берлине и Париже (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 15. Л. 119). 28 октября Литвинов встретился с министром иностранных дел Германии Нейратом и обсудил с ним вопрос об урегулировании конфликта с журналистами. После согласований, через несколько дней было опубликовано советско-германское коммюнике об исчерпанности конфликта и продолжении журналистами обеих сторон своей прежней деятельности. 31 октября 1933 г. Литвинов встретился с министром иностранных дел Франции Бонкуром (ДВП. Т. XVI. С. 589–592, 595–596).