Сталин — Кагановичу 21 октября 1933 г.
Здравствуйте, т. Каганович!
1) Я решительно против того, чтобы материалы к отчету на партсъезде1, подготовляемые аппаратом ЦК, были изданы и опубликованы. Писательский зуд «аппаратчиков» принес нам немало вреда. Аппарат ЦК (отделы) должен ограничиться дачей справок секретарям ЦК, как материалов для отчетных докладов секретарей на съезде. И только! Все остальное — чепуха.
2) Очень плохо обстоит дело с артиллерией. Мирзаханов разложил прекрасный завод. Павлуновский запутал и губит дело артиллерии. Серго надо вздуть за то, что он, доверив большое дело двум-трем своим любимчикам — дуракам, готов отдать, в жертву этим дуракам интересы государства. Надо прогнать и снизить по «чину» всех Мирзахановых и Павлуновских. Иначе дела не поправить.
3) Плохо обстоит дело с бакинской нефтью. В этом году добываем в Баку 15 мил. тонн нефти. В будущем году надо добыть 21–22 мил. тонн. Для этого надо раздуть разведку, усилить текущее бурение на уже разведанных участках, усилить «каспар»2, построить срочно резервуары в Махач-Кале и Красноводске и т.п. Если все это не будет сделано к сроку (т.е. за зиму с приступом к работе немедля), дело будет загублено. Несмотря на это, Нефтяной главк спит, а Серго отделывается благочестивыми обещаниями. Это будет для нас позором, если мы не сумеем заставить НКТяж взяться немедля за дело и на каждом заседании ПБ давать нам отчет о принятых мерах. Посылаю Вам соответствующие объяснит[ельные] записки Берия. Я их считаю правильными за исключением записки о керосинопроводе Махач-Кала-Сталинград. Познакомьтесь с ними и действуйте решительно3.
4) Посылаю вам справки Берия о редких металлах в Грузии. Это дело также надо двинуть вперед4.
Ну, пока все. Привет!
И.Сталин.
21/Х — 33
_________________________
1 Речь идет о XVII съезде ВКП(б), который состоялся в январе — феврале 1934 г.
2 Каспийское пароходство.
3 Судя по справке, сохранившейся в фонде секретариата Молотова, секретарь Закавказского крайкома Берия подготовил и, видимо, передал лично Сталину ряд записок, в том числе о развитии нефтяной промышленности. Он ставил вопрос о включении в план 1934 г. строительства крекингов и заводов по первичной переработке нефти, трубопровода Махачкала — Сталинград и расширении нефтепровода Баку — Батум, о проведении геологоразведочных работ на новых площадях в Азербайджане, строительстве новых судов для Каспийского пароходства (ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 82. Д. 25. Л. 259 — 260). 31 октября 1933 г. ПБ поручило НКТП подготовить предложения по вопросам Азнефти к следующему заседанию ПБ (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 933. Л. 31). Однако вопрос рассматривался только 5 декабря с участием Сталина. ПБ утвердило постановление об Азнефти, в котором устанавливались новые планы добычи нефти и капитальных работ. В связи с обсуждением вопроса о нефти были осуществлены кадровые перестановки в Азербайджане. ПБ освободило от должности первого секретаря ЦК компартии Азербайджана Рубена и рекомендовало вместо него председателя СНК республики Багирова (Там же. Д. 935. Л. 2, 32–34).
4 31 октября 1933 г. ПБ рассмотрело записки Берия о редких металлах в Грузии. По вопросу о чиатурском марганце НКТП было предложено подготовить предложения к следующему заседанию ПБ. Вопросы о молибденовом, свинцово-цинковом месторождениях и производстве окиси алюминия были отложены «впредь до рассмотрения контрольных цифр на 1934 год» (Там же. Д. 933. Л. 31). Обсуждение проблемы чиатурского марганца не состоялось и вопрос был снят 3 декабря 1933 г. уже в присутствии Сталина (Там же. Д. 935. Л. 25).