Сталин — Кагановичу 24 сентября 1933 г.
24/IX 33
Здравствуйте, т. Каганович!
1) Не возражаю против облегчения в зернопоставках обоих волжских краев, Урала, Казакстана1.
2) На текстильную пр[омышленно]сть Вы должны нажимать во всю и как сек[рета]рь МК, и как сек[рета]рь ЦК. Виновных надо наказать обязательно, не глядя на лица и их «коммунистические» чины.
3) О деле Шулькина — не имею никакого понятия.
4) В ремонте тракторов (как и паровозов) главное у нас не капит[альный] ремонт, а текущий и средний. Если последние поставлены хорошо, капит[альный] ремонт не может подняться выше 40%. Те, кто требуют 60 или 70 и даже 80% капит[ального] ремонта, они не хозяева, а головотяпы или прямые враги, так как они губят наши текущий и средний ремонт. Главное — поднять текущий (мелкий) и средний ремонт. Без этого наш трактор[ный] парк будет все время хромать, если даже принять 100% капит[ального] ремонта. Яковлев этого не понимает, так как он не хозяин, а болтун, пустой и надутый болтун. А вы должны это понять. Наряду с решением о 50% капит[ального] ремонта надо принять решение о поднятии, об обязательном поднятии тек[ущего] и сред[него] ремонта. Повторяю, — это главное.
5) Насчет Сухаревой башни я Вас торопить не собираюсь2. Привет!
И.Сталин.
_____________________________
1 26 сентября 1933 г. по предложению наркома земледелия М.А.Чернова ПБ увеличило фонд скидок с зернопоставок для колхозов с пониженным урожаем по Средне — и Нижне-Волжскому краям, Уралу и Казахстану (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 15. Л. 85). См. также документ № 355.
2 17 августа 1933 г. в газете «Рабочая Москва» было опубликовано сообщение о предстоящем сносе Сухаревой башни. В конце августа 1933 г. группа известных архитекторов (И.Э. Грабарь, И.А. Фомин, И.В. Жолтовский) направила Сталину и Кагановичу письмо, в котором «решительно возражали» «против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля». Архитекторы предлагали быстро разработать проект реорганизации Сухаревой площади, который позволял бы и сохранить башню, и разрешить транспортные проблемы (Известия ЦК КПСС. 1989. № 9. С. ПО). Судя по всему, первоначально Сталин согласился с предложениями архитекторов. Каганович дал задание на разработку проекта. После телеграммы Сталина и Ворошилова от 18 сентября 20 сентября Каганович запросил дополнительные инструкции по этому поводу. Весной 1934 г. Сухарева башня была разрушена.