Глава 12. Российская промышленность в эпоху империализма

Россия в своем развитии достигла среднего уровня капитализма. По объему производства обрабатывающей промышленности она занимала пятое место в мире, уступая США, Германии, Англии и Франции. Накануне эпохи революций российская промышленность капиталистического типа имела за плечами более чем вековой путь развития. В начале XX в. цензовая обрабатывающая промышленноегь (имевшая на предприятии более 16 рабочих или двигатель) условно подразделялась специалистами на 12 отраслей: хлопчатобумажную; шерстяную; шелковую; выделку льна, пеньки, джута; смешанные материалы из волокнистых веществ; бумагоделательные; полиграфию; обработку дерева и изделий из него; металлообработку; обработку минеральных веществ; обработку животных продуктов, обработку питательных и вкусовых веществ, в том числе и винокурение; химическую промышленность. в том числе и нефтехимию. В этот перечень входили 120 производств, дававших представление о специализации отдельных промышленных предприятий. В 1910 г. 65% предприятий цензовой промышленности имели до 50 рабочих, а 5% — более 500 рабочих (всего на крупных предприятиях трудилось 53,9% всех пролетариев). Крупные и крупнейшие предприятия доминировали в обрабатывающей промышленности по стоимости производившейся на них продукции (87,1% в сумме валового производства). Однако не следует нз этого делать вывод, что можно не учитывать мелких и средних предприятий; они, собственно, и обеспечивали многообразие ассортимента, особенно в области предметов потребления. Существовавшая накануне первой мировой войны отечественная промышленность была детищем естественного процесса развития, нацеленного на задачу переработки сырья и удовлетворение рыночного спроса, и представляла органически целесообразное соотношение мелкой, средней и крупной промышленности. В итоге появилась сбалансированная капиталистическая цензовая промышленность. Определенная часть мелкой промышленности выступала в роли амортизатора развития в момент промышленных кризисов или политических катаклизмов. Сбалансированность промышленности была нарушена мировой войной: по некоторым районам закрылось до 50% мелких предприятий, не связанных с производством военной продукции, на которых трудилось 7% рабочих. Одновременно стремительно возросла численность пролетариата на крупных оборонных заводах: на Путиловском с 12 тыс.— в 1913 г. до 29 тыс. в 1917 г., на предприятиях «Наваль» и «Руссуд» с 6 тыс. в 1913 г. до 21 тыс. рабочих к 1917 г. Производство предметов потребления резко сократилось.

К сожалению, основные источники (статистика и справочники), позволяющие представить общую картину развития российской промышленности в количественных и качественных характеристиках, венду их объема не могут быть представлены в хрестоматии. Некоторую помощь может оказать документ № 1, в котором публикуется динамика промышленного производства в 1896—1910 гг. Анализируя ее, следует обратить внимание на цикличность капиталистического производства, изучить конкретное содержание периода промышленного подъема в конце XIX в., кризиса и депрессии 1900—1909 гг., с неудачными попытками выхода из кризиса в 1904 г, (прервана начавшейся революцией) и 1907 г. (прервана мировым кризисом). Публикуемые документы освещают политику правительства в отношении промышленности (документ № 2), ее цели и средства, и в частности интенсивные инъекции иностранного капитала в народное хозяйство России, о механизме которых можно составить представление на основании документа № 3.

Стержневыми процессами в крупной промышленности были акционирование и монополизация. Монополии, или, как они тогда назывались, «стачки промышленников», запрещались законодательством, и тем не менее именно они становятся основой не только хозяйственной, но и социальной жизни. Документ № 5 показывает один из способов легализации деятельности монополий. Проанализировать понятие синдиката, наиболее распространенной формы монополии в России, хотя далеко не единственной, позволяет документ № 4. Богатейший материал о новой роли банков, механизме их деятельности, видных представителях финансовой олигархии содержится в документе № 6. Методы создания монополиями искусственного дефицита (металлургического, топливного и другого «голода»), а также попытки борьбы со всесилием монополий раскрывает документ № 7. В документе № 8 отражены некоторые тенденции сращивания монополий и государства, формирования государственно-монополистического капитализма.

У историков нет единства в трактовке вопроса о характере и уровне развития капитализма в России. В связи с типологией российского капитализма (модель многоукладности, эшелонированность развития капитализма и др.) ведутся острые споры. В последнее время историографическая ситуация особенно обострилась: нигилизм в оценке достигнутых результатов, в данном случае фактов о наличии материальных предпосылок Великого Октября, приводит к необходимости вновь и вновь возвращаться к объяснению очевидного, доказанного на массовых данных. Поэтому при изучении и подготовке материала следует обратить пристальное внимание на существующую историографическую и конкретно-историческую литературу, список которой прилагается в конце главы.