Обращение архиепископа Феофана (Туликова) к верующим. Разъяснение вопросов, возникших по поводу послания митрополита Сергия, заместителя патриаршего местоблюстителя, и Священного Синода при нем. 22 октября 1927 г.
22 октября 1927 г.
На все нижеизложенные вопросы надо принять к сведению слова св. Василия Великого в 16-м правиле: "Вникай в Писание с точностью и в нем самом обрящешь разрешение вопроса".
I. Что, новый Синод не есть ли новый номер обновленческого Синода, так как ничего об обновленцах в обращении не говорится?
Ответ: в обращении сказано: "Не менее важной своей задачей мы считаем приготовление и самый созыв второго поместного Собора, который... вынесет решение о всех похитителях власти церковной, раздирающих хитон Христов". Из этих слов ясно, что все различные отклонения от Православной Церкви осуждаются. Кроме того, говорится о созыве второго поместного Собора, тогда как у отклонившихся имеются уже три собора, считая собор 1917 — 1918 г.
II. На основании какого акта патриаршее управление заменяется синодальным?
Ответ: по собору 1917 — 18 г. было образовано патриаршее управление и при нем Священный Синод из двенадцати архиереев, Высший церковный совет из трех архиереев, шести лиц в священном сане и шести мирян. Само по себе патриаршество не могло быть единоличным управлением, так как по постановлению Собора 1917 — 18 г. патриарх должен быть старшим между равными и в 34-м правиле св. Апостолов сказано: "Первый ничего не творит без рассуждения всех". В настоящее время митрополит Сергий является заместителем местоблюстителя патриаршего престола, т. к. патриарх Тихон, умирая, назначил себе местоблюстителя. Изменение патриаршего управления в синодальное управление может только сделать православный канонический Собор. Митрополит Сергий счел для себя необходимым образовать при себе временный Синод из лиц, приглашенных им; выбрать же членов временного Синода нельзя было, ибо не было еще Собора.
III. Что, теперь Церковь опять соединена с государством? Разве декрет об отделении Церкви от государства уничтожен? Где об этом напечатано?
Ответ: Церковь остается отделенной от государства, согласно Декрета, который не аннулирован. Церковь должна оставаться вне политики. Христос Спаситель сказал: "Церковь моя не от мира сего" (Иоанн 18, 36), но при этом имел известное отношение к государственной власти. На вопрос, позволительно ли платить подать кесарю, т. е. языческому правительству, Он ответил: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу” (Матф. 22, 17 — 21). Христос Спаситель, предсказывая падение Иерусалима, жалел об иудеях при предстоящих бедствиях во время падения Иерусалима (Матф. 24, 20; Марк 13, 17 — 18; Лука 21, 23). Из этих текстов следует, что сожаление о бедствиях, исполнение гражданских обязанностей в отношении к государственной власти не являются показателем соединения Церкви с государством.
"Носите тяготы друг друга и тако исполните закон Христов" (Галат. 6, 2), — пишет апостол Павел, призывая о помощи друг другу.
Феофан, Архиепископ Псковский.