«Суд над вредителями в Алешковском районе». 3 сентября 1937 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1937.09.03
Метки: 
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание Документы и материалы Том 5 1937 -1939 Книга 1. 1937 Москва РОССПЭН 2004. Стр. 442-443.
Архив: 
Коммуна. 1937. 3 сентября

№ 320

Алешки, 2 (От спец. корреспондента «Коммуны»), — Дальнейший допрос обвиняемых Колыхматова и Семенихина и показания многочисленных свидетелей окончательно раскрывают картину вредительских дел и морального разложения бывших руководителей Алешковского района. Всплывают все новые и новые факты нарушения революционной законности и грубейшего издевательства над гражданами. Подсудимые продолжают запираться. Колыхматов молчит, а Семенихин переменив тактику, не будучи в силах опровергнуть предъявленных ему обвинений, старается всячески опорочить выступающих свидетелей. Он поминутно вскакивает и заявляет суду, что свидетель находится с ним во враждебных отношениях... Если верить Семенихину, то выходит, по его словам, что во «враждебных отношениях» к нему была не только добрая половина районных работников, но и рядовые колхозники, трактористы, служащие, учителя и т. д. Правильнее было бы сказать, что Семенихин был враждебен всем трудящимся района.

Свидетель Афанасьев (директор МТС) сообщает о ряде фактов нарушений колхозного устава и ущемления прав колхозников. По распоряжению Семенихина незаконно списывались средства со счетов колхозов. Корма, предназначенные для колхозов, расхищались направо и налево или же распределялись без учета действительной потребности колхозов. Подбор колхозных кадров также происходил «по-семейному». Председатели колхозов назначались по договоренности с Колыхматовым и Семенихиным. Согласия колхозников никто не спрашивал. Экономическим состоянием колхозов Семенихин не интересовался.

Во всех действиях Семенихина и Колыхматова чувствуется явный умысел — всячески разлагать колхозы и вызывать недовольство колхозников. Были случаи, когда на колхозников налагался штраф по 50 трудодней (колхоз «Красное Замоскворечье»). В колхозе «Свободный путь» средства на заем удерживались принудительно из авансов колхозников на трудодни. Критика и самокритика в колхозах зажималась самым решительным образом.

Свидетели Я.Н.Гольцев и В.А.Мишин рассказывают, что, когда на общем собрании в колхозе «1 Мая» они и другие колхозники выступили с критикой работы правления и требовали снятия председателя колхоза за бездеятельность, председатель сельсовета Кочетов разогнал собрание и четыре наиболее активные колхозника, в том числе и свидетели, были арестованы по его провокационному и ложному заявлению.

Семенихин всячески пытается отрицать, что падеж скота в районе связан с разбазариванием кормов. Однако вызванный в качестве свидетеля ветеринарный врач Тучина подтверждает, что эпизоотии в этом году не было и заболевание и падеж скота вызваны главным образом истощением. Тучина добавляет, что президиум райисполкома совершенно не интересовался вопросом животноводства и ни разу не заслушивал ее доклада о состоянии поголовья скота. Свидетель Афанасьев также подтверждает, что урожайность прошлого года вполне обеспечивала скот кормами, а если и был падеж скота из-за бескормицы, то здесь явно действовала рука классового врага.

Весь ход судебного следствия с очевидностью подтверждает, что обвинение в сознательном развале колхозного хозяйства, предъявленное Семенихину и ряду руководителей района, вполне подтверждается. Семенихин не только использовал в своих корыстных целях подсобное хозяйство райисполкома, но и сам завел у себя «кулацкое хозяйство», как его называли в районе, и совершал крупные коммерческие обороты. На его дворе всегда откармливалось и имелось по несколько свиней, масса кур и гусей. Корма для своего стада Семенихин получал бесплатно в комбинате «Союзмука» по нарядам райзо. За время своего «хозяйничанья» в Алешках Семенихин продал 8 свиней заготовительным организациям в среднем за 1,5 тыс. руб. Кроме того, торговал на базаре свининой вразруб, Колыхматов и Семенихин создавали вокруг себя атмосферу угодничества и подхалимства. Свидетель Ломанов заявляет, что неоднократные жалобы на Семенихина в область и лично бывшему председателю областного исполнительного комитета Орлову систематически замалчивались и на них никаких ответов не поступало. Семенихин и Колыхматов бравировали тем, что они пользуются полным доверием областных организаций...1*

1* Далее опущены сведения о других фактах нарушения законности.