«Суд над вредителями в Алешковском районе». 2 сентября 1937 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1937.09.02
Метки: 
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание Документы и материалы Том 5 1937 -1939 Книга 1. 1937 Москва РОССПЭН 2004. Стр. 441-442.
Архив: 
Коммуна. 1937. 2 сентября.

№ 319

Алешки, 1 (По телефону от спец. корр. «Коммуны»). — Вчера на процессе начался допрос обвиняемых Семенихина и Колыхматова. Бывший председатель райисполкома Семенихин сразу занял позицию всяческого замазывания своей линии и преуменьшения своей роли, своей ответственности за те безобразия, беззакония, которые совершались в районе на протяжении ряда лет. Он настаивает на том, что о большинстве фактов превышения власти и нарушениях революционной законности он узнал только здесь, на суде. Он нагло отрицает обвинения, подтвержденные показаниями ряда свидетелей. В частности, отрицает свою связь с Кочетовым и то, что, зная о злоупотреблениях Кочетова, он, Семенихин, все же премировал его за образцовую работу.

Прокурор тут же уличает его во время лжи и оглашает два постановления президиума райисполкома, подписанные самим Семенихиным. Одним постановлением, принятым в августе 1934 г., Кочетов отстраняется от работы председателя 1-го Алешковского сельсовета за злоупотребления и незаконные штрафы, а в другом постановлении, принятом в октябре того же года, Кочетов премируется 300 руб.

Семенихин пытается сказать политическое значение преступлений, творящихся в Алешках. Он принимает себя виновным лишь в том, что недостаточно внимательно подбирал кадры районных и сельских работников и не организовал контроль за выполнением решений райисполкома. Вопиющие нарушения революционной законности, допускавшиеся президиумом райисполкома под руководством Семенихина. Он скромно называет «отдельными упущениями и недоработками». Однако, на прямой вопрос, поставленный прокурором, — какие настроения вызывало все это у населения, — Семенихин после некоторых колебаний признает:

— Это подрывало авторитет советских работников...

Прокурор. Кому же на руку подобные действия?

Семенихин. Классовому врагу, безусловно.

Прокурор. Если люди массово совершают беззакония, выгодные классовому врагу, разве это не является контрреволюционными действиями?

Семенихин уклоняется от прямого ответа, а ссылается на «несознательность» тех, кто эти беззакония допускал.

Прокурор. Вы заявили, что Кочетов, и другие председатели сельсоветов умышленно скрывали от вас факты незаконных действий. Значит, они действовали сознательно?

Семенихин. Я этого не знаю.

Прокурор. А разве можно избивать людей и издеваться над ними?

Семенихин. Это, конечно, тягчайшее преступление.

Прокурор. Ваши показания о том, что надо «отбирать все под гребешок», «крутить хвосты» и т.п. влияли на то, чтобы творились эти беззакония?

Семенихин. Я давал установку отбирать имущество только в законном порядке.

Прокурор. Разрешите снова уличить вас во лжи. В деле имеется документ — письмо райисполкома и райкома ко всем председателям сельсоветов и секретарях парторганизаций о том, чтобы за невыполнение гособязанностей налагать штрафы в десятикратном размере. Где вы нашли такой закон?

Семенихин. Не может быть... Я не помню такого случая...

Прокурор. (показывает документ Семенихину). Чья здесь подпись?

Семенихин. Моя и Колыхматова.

Прокурор. Так значит, это вы все-таки давали установку на десятикратные штрафы?

Семенихин. Это опечатка...(.В зале смех). Ошиблись, когда перепечатывали.

Прокурор. Но ведь в результате этой «опечатки» пострадали сотни граждан вашего района. Не так ли?

Семенихин молчит...1*

1* Далее опущены сведения о других фактах нарушения законности.