О готовности Каширской электростанции (из доклада В. И. Ленину приемочной комиссии о Каширской электростанции). 8 декабря 1921 г.

Реквизиты
Тема: 
Направление: 
Государство: 
Датировка: 
1921.12.08
Метки: 
Источник: 
Развитие электрификации советской страны 1921-1925 гг. Государственное издательство политической литературы М. 1956 г. стр. 171-175.
Архив: 
ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 6, д. 489 в, л. 118—120, подлинник.

О готовности Каширской электростанции

(из доклада В. И. Ленину приемочной комиссии о Каширской электростанции)[1]

8 декабря 1921 г.

I. Порядок работ комиссии.

Постановление Совета Труда и Обороны об образовании комиссии было получено председателем комиссии проф. Л. К. Рамзиным 22 ноября. Первое собрание комиссии в количестве 4 человек состоялось 24 ноября, причем выяснилось, что вследствие выезда из Москвы члена комиссии инженера А. В. Винтера и срочных дел у других членов ее выезд комиссии в Каширу мог состояться лишь 1 декабря сего года.

1 декабря комиссия рассмотрела проект станции в проектном отделе Электростроя, получив разъяснения от заведующего отделом инженера М. К. Поливанова и инженеров отдела.

1 декабря комиссия выехала в Каширу...

3 декабря, после осмотра постройки на месте, комиссия вернулась в Москву.

5 декабря специалистами-электриками, членами комиссии проф. К. А. Круг, А. В. Винтером и М. А. Смирновым, совместно с заведующим постройкой линии и Кожуховской подстанции была осмотрена в Москве Кожуховская подстанция.

6 декабря состоялось заключительное заседание комиссии с участием приглашенного главного инженера Каширского строительства Г. Д. Цюрупы и выяснены сроки доставки недостающих частей оборудования.

Положение дела с постройкой Каширской электростанции представляется в следующем виде:

II. Общее состояние постройки станции.

Прежде всего комиссия считает необходимым отметить весьма хорошую постановку проектных работ и крупную заслугу проектного отдела Электростроя, заключающуюся в своевременной постановке опытов над сжиганием мелкого подмосковного угля. Эти опыты были проведены на Серпуховской фабрике, бывшей Коншина, под идейным руководством Теплового комитета и дали материал для проектирования топок Каширской станции. Далее необходимо отметить быстрый темп постройки Каширской станции. При крайне трудных условиях постройки в 1919‑1921 гг., отсутствии целого ряда материалов и оборудования, необходимости изготовления многих частей, получавшихся раньше в готовом виде, при отсутствии квалифицированного персонала, и особенно заграничных монтеров, сильно затруднявшим монтаж, тем более, что приходилось собирать многое без чертежей, с растерянными частями, из случайных элементов, все это при вообще крайне ненормальных условиях работы истекших годов делало ведение постройки станции чрезвычайно затруднительным, требуя громадного удлинения срока. Несмотря на все эти трудности, станция будет закончена постройкой примерно в 3‑летний срок, каковой при теперешних условиях надо считать исключительно коротким, ибо и в довоенное время постройка подобной станции занимала обычно не менее 1‑1½ лет.

В настоящее время главнейшие части станции можно считать вчерне законченными и постройка вступает в период окончательной доделки всех частей оборудования и к наладке работы как отдельных частей, так и станции в целом. Этот период завершения работ по постройке и наладке эксплуатации является весьма ответственным, требуя исключительной внимательности и пунктуальности. Чрезмерная поспешность с заканчиванием постройки может привести к крупным авариям и поломкам или к постоянным неполадкам в будущей эксплуатации, которые потребуют более или менее длительных остановок и перерывов эксплуатации и могут вызвать крупные непроизводительные затраты.

Поэтому комиссия считает своим долгом предостеречь от нервирующей персонал чрезмерной поспешности пуска станции в регулярную работу и усиленно рекомендует дать достаточный срок для заканчивания станции и наладки ее работы, чтобы хорошо начатое дело не было испорчено в самом конце.

Чтобы перейти далее к выяснению возможных и вероятных сроков пуска станции, необходимо прежде всего условиться относительно понимания этих сроков. Так как полная установленная мощность Каширской электростанции рассчитана на 2×6000 = 12 000 кВт, то сроком окончания постройки надо считать тот момент, когда станция в состоянии будет по мощности всех ее элементов выдерживать нагрузку в 12 000 кВт.

Однако доставка тока могла бы начаться и раньше, а именно после окончания первой половины станции, т. е. после окончания всех частей оборудования, достаточных для одной турбины в 6 000 кВт. Поэтому в дальнейшем указываются два срока — первый для половинной мощности станции в 6 000 кВт и второй для полной мощности — 12 000 кВт. Далее, необходимо отметить разницу между моментом окончания всех частей оборудования, обеспечивающих заданную мощность, и моментом регулярной работы станции с этой нагрузкой, ибо после окончания монтажа всегда требуется известный срок для наладки регулярной эксплуатации, до истечения коего возможны перебои в работе станции, исключающие возможность гарантировать беспрерывную и регулярную подачу тока.

Ввиду высказанных соображений приходится различать четыре срока:

Сроки окончания установки для мощности в 6 000 кВт и в 12 000 кВт.

Сроки пуска в регулярную эксплуатацию с нагрузкой в 6 000 кВт и в 12 000 кВт.

В видах необходимости более спокойной и надежной работы станции в течение первых месяцев комиссия считает, однако, более целесообразным, чтобы и после окончания станции на 12 000 кВт она работала лишь одним турбогенератором, т. е. с нагрузкой около 6 000 кВт, имея второй турбогенератор в резерве. Иметь такой резерв крайне желательно для Каширской станции в первый период ее эксплуатации, ибо работа столь трудным видом топлива, как мелкий подмосковный уголь, является еще совершенно неиспробованной в таком крупном масштабе и потребует несомненно еще больших усилий для достижения устойчивой эксплуатации...

IV. Выводы.

1. Срок готовности монтажа и проверку работы отдельных частей оборудования для 1‑й очереди 6 000 кВт можно считать при благоприятных условиях для станции не ранее 1 марта 1922 г. (см. прилагаемый график)[2] Фактический же срок возможного пуска тока определяется моментом готовности линии электропередачи и Кожуховской подстанции, что вследствие отсутствия заземляющего устройства едва ли последует ранее 1 мая.

2. Для регулярной подачи тока около 5 000‑6 000 кВт в Москву потребуется по окончании монтажа еще некоторое время, поэтому срок начала регулярной работы всей установки на 5 000‑6 000 кВт надо считать не ранее 15 мая 1922 года.

3. Окончание монтажа для 2‑й очереди на 12 000 кВт может быть выполнено не ранее 15 апреля, каковой срок обусловливается готовностью котлов и подстанции.

4. Регулярная работа станции с нагрузкой в 12 000 кВт может начаться не ранее 15 мая, а готовность всех постоянных устройств станции отодвигается к осени 1922 г.

Выполнение этих сроков предполагает отсутствие крупных случайных аварий и неполадок, регулярное снабжение строительства и своевременное прибытие заграничных частей; кроме того, необходимо начать подвоз угля с расчетом на накопление запаса его на станции около 500 вагонов за 1 месяц до пуска станции в работу.

На первое время желательно доставлять станции для облегчения наладки работы и ведения пробных работ около 50% орешка, около 30% рядового угля, без кулака и плиты, и около 20% мелочи, доставляя и храня эти сорта отдельными партиями, не смешивая их между собой. Наконец, необходимо подготовить соединение Кожуховской станции с Московской сетью для приема 12 000 кВт.

В заключение комиссия считает своим долгом указать, что вследствие невозможности пустить Каширскую станцию в работу в течение настоящей зимы комиссия не усматривает причин проявлять наблюдающуюся нервную спешку с пуском станции, ибо к летнему времени и при отсутствии на Московских электростанциях острого топливного голода эти станции смогут без затруднения справиться с понижением летней нагрузки сети.

Поэтому комиссия считает единственно целесообразным вести все работы по достройке станции и электропередачи не под углом зрения минимального срока выполнения и достижения скорейшего показного пуска тока, а в направлении действительного окончания всех работ, гарантирующих правильность, беспрерывность и безопасность эксплуатации.

Преждевременный пуск станции без постановки и выверки всех частей, гарантирующих регулярность и надежность работы установки, сопряжен с большим риском крупных и трудно поправимых аварий, которые могут вызвать большие непроизводительные затраты и громадные задержки с началом правильной эксплуатации.

Поэтому для окончания Каширской станции, являющейся совершенно неиспытанной еще в России установкой как по высоте рабочего напряжения, так и по масштабу сжигания весьма трудного вида топлива, необходимо предоставить строителям достаточный срок для спокойного окончания и проверки всех ее элементов и установки в целом.

Примечание:

[1] В комиссию входили специалисты-электрики А. В. Винтер, К. А. Круг, М. А. Смирнов, Л. К. Рамзин (председатель комиссии) и другие специалисты.

[2] См. ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 6, д. 489, л. 117.

ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 6, д. 489 в, л. 118—120, подлинник.