Письмо наркома юстиции Д. И. Курского председателю СНК СССР А. И. Рыкову. 24 мая 1924 г.
24 мая 1924 г.
Председателю СНК СССР
А. И. Рыкову
Рассмотрев заявление патр[иарха] Тихона, сообщаю по существу затронутых вопросов следующее.
Как указывается в заявлении, до привлечения пахр[иарха] Тихона к суду не имелись препятствия для функционирования Синода и Высшего Церковного Совета. Известные контрреволюционные выступления патр[иарха] Тихона и ряда епископов послужили основанием, с одной стороны, репрессий в отношении патриарха Тихона и епископов со стороны органов НКЮ и ГПУ, с другой — выдвинули для некоторых групп лояльно настроенных верующих необходимость новой организации церкви, которая не замедлила появиться и как орган, лояльный к Советской власти, была легализована в установленном порядке, т. е. путем разрешенного НКВД съезда и избранного им Верховного Управления. Находившиеся под судом патр[иарх] Тихон и ряд солидарных с ним епископов не могли уже в силу своего положения идти тем же путем, т. е. созвать съезд и избрать свой орган. После прекращения дела о патр[иархе] Тихоне ВЦИКом, полагаю, не имеется для так называемой Тихоновской церкви препятствий идти путем легализации своей организации наряду с обновленческой. Мне не известно, подавала ли группа верующих [заявлений] в порядке декрета ВЦИК от 12 июня 1922 г. (СУ. 1922. № 40) и п[ункта] 9 прилагаемой инструкции, обязательных для всех групп верующих (ссылка на 13-ю ст. Конституции здесь ни при чем). Если был отказ со стороны НКВД, инициаторам съезда надлежало бы обжаловать на общем основании действия НКВД в СНК. В заявлении патр[иарха] Тихона не приводятся данные о такого рода легальных шагах, но видно стремление укрепить свою позицию, не прибегая практически к созыву съезда, а между тем после издания декрета об обществах и союзах без такой легализации так называемая Тихоновская церковь не может претендовать на сохранение своих органов управления. Считаю наиболее правильной линией допущение свободной конкуренции Тихоновской и обновленческой церквей.
Вопрос об обложении церквей урегулирован прилагаемым циркуляром НКФ в том смысле, что обложению подлежат лишь городские, а не сельские церкви. Указание декрета об отделении церкви от государства на предоставление зданий и предметов культа в бесплатное пользование религиозных обществ может быть понимаемо лишь в смысле запрещения взимания арендной платы, но не тех городских налогов, которые взимаются для оплаты коммунальных услуг (содержание милиции, ночных сторожей, мостовых, тротуаров, оздоровление города и т. д.). Еще меньше оснований отказываться от обложения за личные промысловые занятия служителей культов.
Вопросы об административной высылке епископов Тихоновской церкви разрешались особой комиссией НКВД с участием прокурорского надзора, и ходатайства о пересмотре, в случае отказа в этом со стороны особой комиссии, должны быть направлены лицами, подвергшимися высылке, в Президиум ВЦИК.
Нарком юстиции Д, Курский