Каганович — Сталину [26 августа 1933 г.]
Тов. Сталину.
Посылаем шифровку делегации от 23-го (см. приложение)1.
Намечаем следующий ответ:
«Делегация должна в точности исходить из директивы инстанции от 20 августа (четыре пункта). Вам не следует уговаривать маньчжур откладывать разрыв переговоров, ставя себя в положение стороны, запутанной разрывом и поддавшейся шантажу. На угрозу Охаси разрывом переговоров ответьте, что всю ответственность за разрыв возлагаете на маньчжурскую делегацию».
Тов. Сокольников предлагает другой следующий вариант:
«Ваше предложение конкретизировать в ближайшие дни наши предложения о курсе пересчета нецелесообразно. Отклоните созыв совещаний до приезда Барышникова, когда вы сможете сделать обоснованное предложение курса, укажите, что обсуждение курса пересчета должно вестись деловым образом с участием финансовых экспертов и что заявления Охаси о неприемлемости делового обсуждения курса пересчета, ненужности экспертов и достаточности установления политического курса являются отказом от всякого действительного обсуждения курса пересчета. Вам должно быть ясно, что предлагая обсуждать политический курс, маньчжуры в действительности предлагают нам согласиться рассматривать «золотые» рубли, как советские бумажные рубли, мы же, предлагая обсуждение экономического курса, продолжаем настаивать на том, что, требуя 200 милл. рубл., мы имеем в виду именно золотые рубли. Поэтому необходимо направить работу как выше намечено. Если маньчжуры в ответ на отсрочку совещаний до приезда нашего эксперта будут угрожать разрывом переговоров, вам не следует уговаривать их откладывать разрыв, ставя себя в положение стороны запуганной разрывом и поддавшейся шантажу. На заявления Охаси, что нужно кончать переговоры, ответьте, что вы принимаете это его мнение к сведению и предоставляете ему действовать как он находит нужным, снимая с себя всякую ответственность за этот разрыв». Сообщите Ваше мнение2.
_____________________
1 Приложение отсутствует. На документе помета: «Поступило 26.VIII. 33».
2 Речь идет о переговорах об условиях продажи КВЖД. 29 августа из Сочи в 16 час. 50 мин. Сталин и Ворошилов ответили шифровкой: «Москва ЦК ВКП(б) — т. Кагановичу. Принимаем Ваш вариант ответа для нашей делегации в Токио. Сталин, Ворошилов» (Там же. Л. 50). В тот же день эта директива советской делегации была утверждена ПБ (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 15. Л. 51).