Каганович — Сталину 26 июля [1932 г.]

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1932.07.26
Метки: 
Источник: 
Сталин и Каганович. Переписка. 1931–1936 гг. Москва: (РОССПЭН), 2001 Стр. 247-248
Архив: 
РГАСПИ Ф. 558. Oп. 11. Д. 740. Л. 112–116. Автограф.

26/VII

Здравствуйте, т. Сталин!

Теперь более или менее выяснилось, что собой представляет Барлоу и его изобретение: во 1-х, он прислал заявление, адресованное представителям правительства, во 2-х, он сегодня вечером уже доложил специалистам основные черты своего изобретения. Спешу сообщить вам.

1) Его изобретение не является таким сверхестественным и всеуничтожающим, как он сам изобразил его в прежних письмах и разговорах, на совещании он сам заявил довольно цинично — по-американски — что без рекламы ничего не продвинешь вперед. В чем же суть его изобретения? Оно идет по той же линии, по которой шли и наши и другие изобретатели (немцы и др.). Он берет бомбардировщик примерно типа нашего ТБ-3 (измененный в конструкции 11/2-планный). Ставит на него дальний истребитель и дает на нем полет до 1000 километров расстояния. За 40–60 миль до цели он путем автоматического прибора [...]* ставит на бомбардировщике курс (на котором нет людей) и точку разрыва. Сам истребитель подымается и улетает обратно, а бомбардировщик долетает до точки, автоматически сбрасывает бомбы, рассеиваемые путем особо устроенного аппарата на расстоянии 800 метров по фронту и 1800 метров в глубину. Бомбы устроены так, что они имеют при себе небольшие фосфорные бомбы, зажигающие разрушенное. Сам бомбардировщик также разрывается. Все это ничего фантастического не представляет, а серьезная и реальная вещь. Мы посылали неофициально в качестве «специалиста» — наблюдателя т. Тухачевского на совещание (о чем Барлоу не знает) и он только что рассказывал, что сам Барлоу производит впечатление серьезного и делового американца, рассказывает только идею и ничего такого, что могло бы расскрыть его технические чертежи и т.д. Но все его политические рассуждения и его разговоры о Женеве и т.д. производят впечатление не чудачества, а авантюризма и даже провокаторства.

На совещании специалистов он [...]1 говорил о предвыборной борьбе, о необходимости свалить Гувера и что советское правительство своей поддержкой ему в Женеве может помочь избранию Рузвельта и т.д. и т.п.

С другой стороны, он на своих чертежах всюду нарисовал красные звезды и всюду начертил расстояние до Токио с соответствующими надписями и вообще все время говорил о Токио, об удобстве разрушений там и зажигании и т.д. Нам кажется, что он даже не просто и не только с предвыборными целями приехал. Возможно, здесь стремление обнадежить нас, втянуть в конфликт, получить заказы и т.д. Может быть, следует свести дело к тому, чтобы наши специалисты ему заявили, что так как он не показал технических чертежей и они не убеждены в серьезности и целесообразности дела, они не могут доложить правительству об этом. Прошу вас сообщить срочно ваше мнение как быть?

На этом сейчас кончу (очень поздно).

Привет.

Ваш Л.Каганович.

________________________

1 Слово неразборчиво.