Письмо патриарха Тихона председателю ВЦИК М. И. Калинину. 25 февраля 1922 г.

Скрыть Реквизиты
Тема: 
Направление: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1922.02.25
Метки: 
Источник: 
Русские патриархи ХХ века. Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. Москва. Издательство РАГС. 1999. Стр. 60-63
Архив: 
ГА РФ. Ф. 1235. Оп. 97. Д. 54а. Л. 38 — 39. Подлинник.

25 февраля 1922 г.

Председателю ВЦИК М. И. Калинину

Если бы и была возможность отвечать на инсинуации по адресу Православной Церкви и ее руководителей в нынешних печатных органах, мы не считали бы возможным, делая это, унижать тем себя.

Когда же мы просили ЦК Помгола, с которой мы вошли в сношения через своего представителя, сообщить в органах печати о планах Церкви и о том, что ей дано со стороны существующей власти для осуществления ее плана в деле помощи голодающим, нам отказывали или помещали (напр., наше "воззвание" в № 36 "Известий ВЦИК") с извращающими смысл комментариями1.

Вам известно, что Православная Церковь еще с июля месяца прошлого года усиленно стремилась на работу для помощи голодающим, испрашивая разрешения Правительства на эту работу, и, если бы ей дано было развить свою деятельность, может быть, мы не были бы свидетелями переживаемых ныне ужасов голода, так как больше всего в России православного населения и больше всего это население верит и доверяет своим духовным руководителям, так как больше всего сорганизованы в приходские общины, которые могли бы своею одушевленной деятельностью принести несомненную пользу голодающему населению. Но на наше стучание в дверь мы не удостаивались ответа до 9 декабря прошлого года, когда наконец в чрезвычайно узких рамках нам было дозволено прикоснуться к этой работе.

Мы со всем рвением откликнулись на это так поздно пришедшее к нам дозволение принять участие в помощи голодающим. Через своего представителя мы вошли в сношение с ЦК Помгола.

Подготовительные работы продолжались с конца декабря по сие время. Выработано Положение об участии Православной Церкви в деле помощи голодающим, утвержденное Президиумом ЦК Помгола ВЦП Ка, составлена и утверждена инструкция о форме сборов на голодающих, их направления и отчетности.

Вместе с обсуждением вопроса о сборах в Церкви и пожертвований наш представитель имел суждение с тов. А. Н. Винокуровым о пожертвовании церковных драгоценностей на нужды голодающих, и эти пожертвования по уговору означенных сторон предполагались в объеме вещей, не имеющих богослужебного употребления.

В таком смысле было предположено наше обращение к верующим в воззвании к ним, и это воззвание было одобрено ЦК Помгола и с разрешением печатать его и распространять в широких народных массах было и вручено нам. Это воззвание в настоящее время уже разослано вместе с Положением об участии духовенства по многим епархиям для исполнения. Одновременно в инструкции, утвержденной ЦК Помгола, в §11 гласилось следующее: "Пожертвования Церкви в пользу голодающих состоят также и в церковных драгоценностях. Последние жертвуются, учитываются и передаются в Ком[иссии] Помгола согласно особо выработанной инструкции".

После того как нами было совершено торжественное молебствие пред объявлением нашего оказания помощи голодающим (оно в качестве молчаливо дозволенных нам сборов на голодающих с 15 августа п. г. продолжается до сих пор), после того как в храмах было оглашено наше воззвание и с церковного амвона было объявлено о характере передачи церковных драгоценностей, как это было уговорено и укреплено в письменном документе, выданном нам ЦК Помгола, вдруг особо озлобленные нападки усилились на нас в печати и появилось известие о постановлении ВЦИК от 16 февраля с. г., устанавливающее совершенно иной характер использования церковных драгоценностей ("Известия ВЦИК”. № 44). Вышеозначенный §11 инструкции 24 февраля был вычеркнут по распоряжению тов. Винокурова.

Наше положение в настоящее время является двусмысленным. Мы поверили не только данному слову, мы поверили документу — и обманулись. Мы являемся пред православным населением в роли каких-то обманщиков, провокаторов, и мы будем вынуждены поставить в известность православное население, в разъяснении разосланного нами воззвания, об истинном положении вещей. Вместе с тем с сего времени является затруднительным вести далее переговоры с ЦК Помгола при постоянных обращениях к нам со стороны представителей духовной власти и верующих за разъяснением и руководством по сему делу. Такие переговоры шли успешно, когда планомерно выдерживался принцип добровольного пожертвования со стороны Церкви и верующих на помощь голодающим.

Нас обвиняют "в алчности золота". Но при чем тут алчность, когда мы в полной неприкосновенности храним из глубины веков дошедшие до нас церковные сокровища, имеющие значение святыни или историческое, и хотим сберечь их для грядущих веков, и, наоборот, все, что не имеет такого значения, сейчас же допускаем верующим отдать на помощь голодающим, как имеющее ценность только по материальной стоимости.

Нас преследуют в печати, открыто возбуждают против нас известные слои населения.

Просим Вас принять меры к прекращению волнующих православное население подобных выступлений против Церкви и ее представителей и воздействовать на восстановление инструкции в первоначальном ее виде.

Патриарх Тихон

____________________________

1 В газете "Известия ВЦИК" от 15 февраля 1922 г. фрагментарно излагалось содержание послания патриарха Тихона от 6 февраля с призывом оказать помощь голодающим. Автор выражал сомнение, что добровольно жертвуемых верующими предметов культа, украшений икон (цепи, браслеты и т. п.), золотого и серебряного лома достаточно для спасения голодающих, и ставил вопрос о принудительном изъятии всех драгоценностей, хранившихся в церквах.