Из программы «Земли и воли»
Из программы «Земли и воли»4.
Не ранее 1876 г.
Из всех родов западноевропейского социализма мы всецело сочувствуем федералистскому интернационалу, т. е. анархистам, но полагаем, что осуществление анархических идеалов во всей их полноте в данный момент невозможно.
Таким образом, «земля и воля», служившая девизом стольких народных движений, служившая принципам организации при заселении тех наших окраин, куда еще не проникало влияние современного этим заседаниям русского правительства,— эта формула, по нашему мнению, и теперь служит лучшим выражением народных взглядов на владение землею и устройство своего общежития. Признавая невозможным привить народу при настоящих условиях другие, с точки зрения отвлеченной, может быть, и лучшие идеалы, мы решаемся написать на своем знамени исторически выработанную формулу «земля и воля».
Само собою разумеется, что эта формула может быть воплощена в жизнь только путем насильственного переворота, и притом возможно скорейшего, так как развитие капитализма и все большее и большее проникновение в народную жизнь — благодаря протекторату и стараниям русского правительства — разных язв буржуазной цивилизации угрожают разрушением общины и большим или меньшим искажением народного миросозерцания по вышеуказанным вопросам...
Из предыдущего вытекают две главные общие задачи, на которые должно быть устремлено все внимание революционной партии:
1) помочь организоваться понимающим уже необходимость того революционным элементам в народе и слиться с существующими уже народными организациями революционного характера и 2) ослабить, расшатать, т. е. дезорганизовать силу государства, без чего, по нашему мнению, не будет обеспечен успех никакого, даже самого широкого и хорошо задуманного плана восстания.
Отсюда таковы наши ближайшие практические задачи.
А. Часть организаторская
а) Тесная и стройная организации уже готовых революционеров, согласных действовать в духе выше предложенной программы» как из среды интеллигенции, так и из среды находившихся в непо средственном соприкосновении с нею рабочих.
б) Сближение и даже слияние с враждебными правительству сектами религиозно-революционного характера, каковы, например, бегуны, неплательщики, (спропагандированная) штунда и пр.
в) Заведение возможно более широких и прочных связей в местностях, где недовольство наиболее заострено, и устройство прочных поселений среди крестьянского населения этих районов.
г) Привлечение на свою сторону по временам появляющихся в азных местах разбойничьих шаек.
д) Заведение сношений и связей в центрах скопления промыш-ленных рабочих, заводских и фабричных.
Деятельность взявшихся за исполнение последних четырех пунктов должна заключаться в видах заострения и обобщения народных стремлений, в агитации в самом широком смысле этого слова, начиная с легального протеста против местных властей и кончая вооруженным восстанием, т. е. бунтом. В личных знакомствах как с рабочими, так и с крестьянами агитаторы, конечно, не могут отрицать важности обмена идей и пропаганды.
е) Пропаганда и агитация в университетских центрах среди интеллигенции, которая в первое время является главным контингентом для пополнения рядов нашей организации.
ж) Заведение связей с либералами с целью их эксплуатации в свою пользу.
з) Пропаганда наших идей и агитация литературою, издание собственного органа и распространение листков зажигательного характера в возможно большем количестве.
Б. Часть дезорганизаторская
а) Заведение связей и организации в войсках, и главным образом среди офицерства.
б) Привлечение на свою сторону лиц, служивших в тех или Других правительственных учреждениях.
в) Систематическое истребление наиболее зловредных или выдающихся лиц из правительства.
г) В дни расчета массовое истребление правительства и вообще людей которыми держится или может держаться тот или другой ненавистный нам порядок.
Революционное народничество семидесятых
годов XIX века: В 2 т.— М., 1964.—
Т. 2.— С. 27—30.