Из прокламации долгушинцев
Из прокламации долгушинцев1 «Русскому народу»
Июнь 1873 г.
Итак, крестьян освободили, теперь по крайности помещики уже не могут так издеваться над народом и пить его кровь; но всячески крестьянин не свободен и сейчас. Дело-то ведь вот в чем: прежде крестьянин принадлежал барину, и барин мог им распоряжаться как угодно. 11о если один богач, а у другого есть нечего — что тогда? Тогда богач говорит бедняку: «Делай то, что мне угодно, и я спасу тебя от голода, который грозит тебе; а не хочешь, так я другого найду...» Как вы, братья, думаете? По нам, так вот этот бедняк такой же крепостной и мало чем отличается от прежнего барского крестьянина. Тогда только свободны люди, когда они равноправны, когда нет возможности одному как-нибудь обидеть другого, когда нет бедности гнетущей, что заставляет человека покоряться несправедливости, когда люди просвещены светом грамоты и науки…
Итак, братья, вы видите, что в теперешних порядках нет справедливости, нет ни равенства, ни свободы, а есть одно только грубое насилие да рабство. ...Мы, ваши братья, обращаемся к вам, угнетенным людям... восстаньте против этих несправедливых порядков, не подобающих человеку, высшему и лучшему созданию на земле. Восстаньте, братья!.. Но прежде всего надо сговориться и согласиться, чтобы действовать дружно и согласно, а не брести врозь. Надо ясно обозначить, чего мы хотим, чтобы всякий знал, в чем наше дело, и видел, что оно правое и не зря мы как-нибудь за него принимаемся.
Итак, мы требуем, во-первых, чтобы оброки были уничтожены. Мы не хотим платить их, потому что признаем их несправедливыми. Та земля, которую нас заставляют выкупать, спокон веку нам принадлежала, на ней сидели наши отцы, деды и прадеды...
Второе наше требование подобно первому: мы не хотим пользоваться малыми наделами и плохой неудобной землей, потому что такая земля плохая кормилица. Да и что за нужда пользоваться такой землей, если в нашем отечестве на всех хватит хорошей земли, из-за чего тут мыкаться! Поэтому требуем мы всеобщего осмотра и передела всей земли крестьянской, помещичьей к казенной для того, чтобы распределить ее между всеми по справедливости, чтобы всякому досталось сколько надобно.
В-третьих, мы требуем, чтобы не было такой рекрутчины, какая теперь бывает ежегодно: она дорого нам стоит и сильно разоряет наше хозяйство... Всякий понимает, что гак не годится; стало быть, нужно иначе, и прежде всего необходимо совсем уничтожить эту повинность, чтобы ее не было вовсе, а было бы заместо ее всеобщее обучение военному делу; пусть будут устроены шкоты такие, чтобы могли в них молодые люди обучаться всем военным хитростям... При таких порядках не придется тратить на содержание войска столько денег, сколько теперь тратится. Ведь теперь выходит на эту статью близ 200 миллионов рублей серебра!
В-четвертых, требуем мы хороших школ... На войско тратится 200 миллионов рублей сер., а на школы какие-нибудь 8 миллионов!.. В-пятых, требуем мы, чтобы паспорта были уничтожены...
И вот, наконец, последнее и самое важное наше требование: мы не хотим, чтобы с нас собирали, сколько угодно, и тратили все, куда хотят. Как! Мы отдаем казне часть своих средств, добытых нашим тяжелым трудом, и не знаем, куда они деваются, как будто моты какие-нибудь, словно для нас все равно, пойдут ли они на хорошее дело али пропадут даром, ни за что ни про что... По нам, правительство должно делать расходы с общего нашего согласия и отдавать народу во всем самый подробный отчет... Мы не хотим, чтобы всеми делами заправляли дворяне, нам не нужно чиновников, ведь знаем, что они нисколько не заботятся об наших нуждах, норовят только, как бы нажиться на наш счет. А хотим мы, чтобы управлял через своих выборных; чтобы правительство состояло не из одних дворян только, как теперь, а из людей, избранных самим народом; за ними народ будет наблюдать и спрашивать с них отчет и сменять их, когда будет нужно.
Ежели бы все эти требования наши исполнились, то клянемся не стало бы таких безобразных порядков, какие теперь у нас имеются. Не будет ни угнетателей, ни угнетенных, не будет неученых, темных и бедных людей, а будем мы все счастливы, будем жить, как подобает человеку, властелину земли.
Кункль А. А. Долгушинцы,— М. 1931,— С. 212—222.