Из «Хроники...» Н. П. Семенова
Мысль об учреждении Редакционных комиссий13 по крестьянскому делу: «для составления систематических сводок из всех проектов губернских, дворянских комитетов и для начертания проектов общего положения о крестьянах, выходивших из крепостной зависимости, и других законоположений, до этого предмета относящихся», была высказана впервые в двух записках одновременно. Одна из них, составленная Н. А. Милютиным, была внесена Министром Внутренних Дел в Особую Комиссию и, одобренная Главным Комитетом в журнале 4 февраля 1859 года, была представлена Министром Государю. Другая, составленная Ростовцевым при содействии Петра Семенова, приглашенного им заведовать делами Комиссий, была представлена им в то же время Государю частным образом. Обе записки в общих чертах не расходились между собою и в обеих имелось в виду привлечь к участию в Редакционных Комиссиях членов-экспертов из дворян-помещиков, не состоявших на государственной службе, но заявивших себя так или иначе работами по крестьянскому делу. В докладной записке Министра Внутренних Дел С. С. Ланского предполагалось поручить председательство в этих Комиссиях управлявшему делами Главного Комитета Статс-Секретарю Ст. Мих. Жуковскому; но Государь Император утвердил 17 февраля 1859 года предположения об учреждении Редакционных Комиссий, с тем чтоб Председателем их был Я. И. Ростовцев. Это обстоятельство изменило внутреннюю организацию комиссий слитием в одну и поставило их в совершенно исключительные отношения ко всем другим учреждениям по крестьянскому делу, противные тогдашним понятиям о правительственных учреждениях вообще, что отчасти послужило в то время к обвинению их в присвоении не принадлежащей им власти...
Вследствие этого первоначально предположенного их устройства Редакционные Комиссии, открытые 4 марта 1859 года, сохранили До конца, вопреки их слиянию, свое множественное название в официальных сношениях и печатных документах. Их можно охарактеризовать названием съезда экспертов с официальным значением, Для правительственных целей. К этим экспертам были как бы присоединены, в качестве членов же, представители от нескольких ведомств В порядке подчинения Редакционные Комиссии стояли фактически, во все время их занятий, в непосредственном ведении
Государя Императора чрез своих председателей, сначала Я. И. Ростовцева, а потом гр. В. И. Панина, вне всякого подчинения государственным учреждениям, так что в действите1ьиости они представляли сами как бы отдельное в государстве, временное учреждение.
Редакционные Комиссии составили окончательно Положения 19 Февраля, в числе 17 проектов, именно: Общие положения: 1) о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, 2) об устройстве Боровых людей, 3) о выкупе, 4) о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях, 5) правила о порядке приведения в действие Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости; Местные положения о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях: 6) в губерниях: Великороссийских, Новороссийских и Белорусских, 7) в губерниях Малороссийских: Черниговской, Полтавской и части Харьковской, 8) в губерниях: Киевской, Подольской и Волынской, 9) в губерниях: Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской и части Витебской; Дополнительные правила: 10) об устройстве крестьян, водворенных в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам, 11) о приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов, 12) о крестьянах и работниках, отбывающих работы при Пермских частных горных заводах и соляных промыслах, 13) о крестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках; о крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости: 14) в земле Войска Донского, 15) в Ставропольской губернии, 16) в Сибири, и 17) о людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области.
Все Высочайше утвержденное Положение 19 февраля, с указами Правительствующему Сенату, манифестом и приложениями, заключало 374 печатные страницы в лист, и в нем общие положения составляли 636 статей, местные положения — 981, дополнительные правила — 192, а все вместе — 1809 статей.
Редакционные Комиссии состояли (кроме председателя) из 16 членов от правительства, принадлежащих девяти ведомствам: по два от Министерств: 1) Внутренних Дел, 2) Государственных Имуществ, 3) от Государственной Канцелярии, 4) от Министерства Юстиции, 5) от II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 6) от Министерства Финансов, 7) от Комиссии Главного Комитета; по одному: 1) от Министерства Двора, по устройству крестьян удельных, горных и проч. и 2) от ведомства Опекунского Совета и 22-х членов-экспертов, приглашенных из разных местностей или полос России, из коих один член-эксперт был неприсутствующим членом, но письменно участвовал в трудах комиссий, а один совершенно устранил себя от всякого участия в занятиях. Один из членов-экспертов был вместе с тем и заведывающим делами Комиссий, а трое были приглашены специально в Финансовую Комиссию. Всего же было 38 членов Комиссий, из коих действовавшими следует считать 36. Независимо от того два лица были приглашены в Комиссии в качестве членов (без права голоса), а канцелярские занятия к разработка разных материалов были возложены, под наблюдением заведывавшего делами, на особого секретаря и на нескольких особо приглашенных лиц, как выражался Я. И. Ростовцев — молодых людей.
Освобождение крестьян в царствование императора Александра II:
Хроника деятельности комиссий по крестьянскому делу
И П. Семенова.— СПб.. 1889.—Т. 1,— С. 14—17.