7. Урало-Кузнецкий Комбинат

7. Урало-Кузнецкий Комбинат

(Уральская область, Башкирская АССР, Западно-Сибирский край, Казахская АССР

Директивами партии и правительства, из которых основной является решение XVI партийного съезда, начат строительством грандиозный Урало-Кузнецкий комбинат (УКК), определяющий на десятки лет развитие огромных пространств, входящих в его состав. Комплексное развитие входящих в него отраслей, тесно увязанных между собой, — такова основная идея комбината. Металл и уголь — таков основной его остов. Грандиозный комбинат может и должен строиться по принципу районных и отраслевых комплексов, подчиненных однако общей идее комбинирования, объединения их в одно неразрывное целое. При гигантских размерах комбината ясна исключительная роль, с одной стороны, транспортного звена, с другой — передачи электроэнергии на дальние расстояния. Вот почему априорно надо сказать, что крупнейшее железнодорожное строительство, притом рассчитанное на освоение мощных грузопотоков, и сравнительно еще более крупное (ввиду отсутствия ранее существовавшей базы) электростроительство должны опережать темпы развития УКК.

При рассмотрении УКК надо сделать одну оговорку: в понятие УКК обычно включается не весь Казахстан, но лишь его северо-восточная часть, примыкающая к основной артерии УКК — примерно до широты Балхаша, т. е. включая такие предприятия, как Караганда, Карсакпай, Коунрад и весь Иртышский (Алтайский) узел. Нам придется коснуться и остальных частей Казахстана (южного и западного), чтобы не производить искусственного разрыва единого государственно-территориального образования.

Поскольку основной целью первой пятилетки был металл, а второй — машиностроение, постольку УКК — вторая угольно-металлургическая база СССР — была и будет во втором пятилетии центром внимания для построения величайшего в мире комбината в кратчайший срок. Если предположить, что третье пятилетие пойдет в первую очередь под знаком развития химии, то и в этом отношении Урало-Кузбасс вряд ли сдаст свои позиции, так как химия является уже сейчас (в дальнейшем же будет являться еще более) звеном, проникающим во все части комбината и придающим ему действительную внутреннюю целостность и единство.

Уральская железная руда и западносибирский (Кузбасский) уголь — это те леса, на которых уже 2 года строится здание комбината, приобретающего уже в настоящий момент, в связи с пуском Магнитогорского и Кузнецкого гигантов первой очереди, чрезвычайно большое значение. Сырьевые ресурсы Урала в отношении железных руд огромны. Издавна велась их разработка. Урал является одним из “старых” промышленных районов, однако промышленность его была отсталой по методам разработки горных богатств, в первую очередь определяемых весьма слабой энерговооруженностью; к тому же выплавка металла в большей части базировалась на древесном угле, что приводило к хищническому, ненужному истреблению лесов. Лишь теперь, с началом нового строительства, коренным образом реконструируется база — как технологическая, так и энергетическая: вместо древесного угля, сохраняющегося лишь на немногих заводах, — каменный уголь Кузбасса и Караганды; вместо устарелого паросилового и электрического оборудования — новое электрохозяйство, состоящее из районных станций, скольцованных между собой и включенных в общую высоковольтную сеть СССР. Наиболее важными железорудными месторождениями Урала являются Магнитогорское, Алапаевское, Тагило-Кушвинское и Бакальское. Сверх того — Зигазинское в Башкирской АССР и Халиловское Средне-Волжского края, часть которого, примыкающая к южному Уралу, должна быть включена в понятие УКК. Южная часть перечисленной группы (Магнитогорская, Халиловская) ориентируется во второй пятилетке в значительной мере на угли Караганды, группы Среднего и Северного Урала — преимущественно на уголь Кузбасса.

Кузнецкий бассейн Западной Сибири, ведущей отраслью которого явится угольная, будет иметь однако и свое производство черных металлов в виде кузнецких заводов, базирующихся как на собственных железорудных месторождениях, в настоящий момент значительно расширяющихся, так и на привозной руде с Урала. Нет сомнения, что второе пятилетие наметит, а третье осуществит ту же идею в отношении Казахстана, который, с одной стороны, обладает выявленными уже железорудными запасами, с другой, передав уголь (кокс) Уралу, Башкирии и Халилову, сможет в обратном грузопотоке получать недостающую железную руду. Огромные размеры выплавки черного металла приводят естественно к широкой программе строительства машиностроительных заводов как на Урале и в Башкирии, так и в Западной Сибири и в Казахстане.

Угольная промышленность УКК, в основном опирающаяся на Кузнецкий и Карагандинский бассейны не ограничивается однако этими районами, но использует (если не для технологических, то для энергетических целей) ряд месторождений Урала — Кизеловское, Челябинское (бурый уголь), Полтаво-Брединское и ряд других; тяготеют к Урало-Кузбассу и Печорские угли, изучение и разработка которых — вопрос ближайшего времени.

Крупной составной частью УКК является цветная металлургия, дающая продукцию в виде меди, свинца, цинка, алюминия, никеля, магния. Основой цветной металлургии является Казахстан, обладающий свыше 50‑60% запасов меди, свинца и цинка. Месторождения этих металлов на севере оз. Балхаш (Коунрад), в горах Кара-Тау, на юге Казахстана (Ачи-сай и др.) и на северо-востоке (Риддер и др.) дают прочную базу для выплавки меди, цинка и свинца в количествах, близких к необходимым стране. Медная и цинковая промышленность Урала (Калата, Карабаш, Красноуральск, Среднеуральский завод), Башкирии (Таналык-Баймак) и Западной Сибири явится как бы дополнением к Казахстанской.

Черная металлургия, производство кокса и особенно цветная металлургия дадут основание для крупного развития химической промышленности. Если иметь при этом в виду огромные возможности добычи химического сырья в виде фосфоритов (Актюбинск, Казалинск), калия и всякого рода солей в многочисленных озерах Казахстана и Западной Сибири (Аральское море, Каспийское море, Джансы-Клыч, Кулундинские озера и ряд других), то перспективы развития химии в пределах Урало-Кузбасса станут бесспорными. При этом химия, как говорилось выше, тесно увяжет между собой различные отрасли.

Лесные богатства Урала, Башкирии и Западной Сибири будут способствовать мощному развитию всех видов лесной промышленности, лесохимии. Богатейшие с.-х. ресурсы всех входящих в УКК районов, особенно же Западной Сибири и Казахстана, дадут основание для развития ряда отраслей легкой индустрии (текстильной — льняные, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, кожевенной и др.) и пищевой (мясокомбинаты в Семипалатинске, Орске и других местах, консервные заводы для изготовления мясных и рыбных консервов, сахарные заводы в Казахстане и Западной Сибири, мукомольное производство, винокурение и пр.). Не надо забывать, что протяженность территорий с севера на юг (южный Казахстан) дает предпосылки исключительного разнообразия с.‑х. культур (начиная от ржи и пшеницы и кончая такими субтропическими растениями, как хлопок, каучуконосы, рис и др.). Богатые кормовые ресурсы УКК дадут основание развитию животноводства всех видов, в том числе и интенсивных форм.

Обрисованные контуры развития производительных сил' УКК позволяют наметить как основных потребителей энергии, так и основные энергопромышленные узлы. В числе потребителей надо прежде всего иметь ввиду промышленность, где на первом месте следует поставить металлургию, особенно цветную с ее электроемкими производствами (алюминий, цинк) и внедрением электрометаллургий также машиностроение и химию, с применением методов электрохимии. За промышленностью пойдут транспорт и сельское хозяйство, причем транспортная нагрузка электростанций должна быть больше, чем в других районах, по причине, указанной выше. — Огромные расстояния и мощность грузопотоков, состоящих в значительной части из угля, железной руды и металла, должны привести к широкому строительству новых и реконструкции существующих дорог с электрической тягой. Электрифицировать предположено основную Сибирскую магистраль, Южносибирскую (к постройке которой будет приступлено в ближайшие годы второго пятилетия) и оба узла — Уральский металлургический и Кузнецкий угольный.

Грандиозная стройка Урало-Кузбасса требует огромного напряженного электростроительства и прежде всего — выявления четкой энергетической базы4. Уральская область и Башкирская АССР в основном строят свои станции на угле, сланцах, торфе и гидроэнергии. Угольные ресурсы Урала и Башкирии составляют свыше 35% всех энергоресурсов этих территорий; если не считать древесного топлива, которое не пойдет на выработку электроэнергии, то следующим энергоресурсом этих районов надо признать гидроэнергию — около 22%. Расположение гидроэнергии на Урале однако не вполне благоприятно, так как источники энергии находятся в большинстве своем на Севере (Кама, Чусовая, Вишера, Колва); лучше в этом отношении обстоит дело в Башкирии, которая может иметь гидростанции на реках Белой, Уфе и ряде менее крупных. Наконец весьма серьезным энергоресурсом Урала является торф — 15,7% от общего итога энергоресурсов этого района. На сланцах некоторую долю мощности своих станций может основывать Башкирия.

Западная Сибирь обладает помимо крупнейших угольных месторождений также огромными запасами гидроэнергии, использование которых для целей получения электроэнергии, будет развернуто лишь в пределах генплана. Благодаря исключительной мощности угольных запасов (свыше 400 млрд. т или 96,3%) прочие виды энергоресурсов представляются сравнительно небольшими, хотя абсолютная их мощность чрезвычайно велика. К таким ресурсам относятся гидравлические (потенциальная мощность рек до 19 млн. кВт), главным образом верховьев рек, берущих начало на Алтае и в Саянских горах (Енисей, Абакан, Катунь, Чулым, Вия, Томь и др.). Таким образом электростанции Западной Сибири ориентируются в ближайшее время на уголь, в дальнейшем — также на гидроэнергию.

Станции Казахстана в значительной своей части базируются на угле — местном (Ленчер, Чакпак, Берчогур, Байконур и другие месторождения) и карагандинском (низкосортные пласты и отбросы производства Караганды) во втором пятилетии, и также на гидроресурсах — в третьем. Угольные ресурсы Казахской АССР достигают 75% итога всех энергоресурсов Казахстана, вода — около 20%, сланцы — 2,4%, нефть (Эмбенский нефтеносный район) около 2%. Крупное гидростроительство на Иртыше с его притоками (Уба, Ульба, Громотуха, Бухтарма), начинаемое в ближайшие годы и заканчиваемое на пороге третьей пятилетки, намечаемые гидроустановки на реках Или, Чарын, Кок-су и др. дадут огромный сдвиг в сторону использования гидроэнергии Казахстана в пределах генплана.

Характеристика производительных сил УКК и общие контуры их размещения, поставленные в связь с только что данной обрисовкой территориального размещения энергоресурсов, приводят к следующим выводам об основных кустах электростроительства УКК, скольцованного и объединенного единой высоковольтной сетью СССР явятся: 1) куст станций Северного и Северо-западного Урала, Среднего Урала — Свердловский узел, Южного Урала — Челябинский и Магнитогорский узлы и 2) куст станций Западно-Сибирских в районе Кузнецка, в районе Барнаула и Новосибирска; 3) куст Башкирских станций и 4) в Казахстане — Иртышский гидроэлектрический куст; 5) Южно-Казахстанский (Чимкент, Алма-Ата, Или и др.), тяготеющий в значительной мере к Средней Азии. Изолированными станциями будут достаточно мощные электростанции таких новостроек, как Караганда, Коунрад, Эмба.