3. Из постановления комиссии секции электрификации Госплана СССР [6 ноября 1930 г.]
Из постановления комиссии секции электрификации Госплана СССР
6 ноября 1930 г.
1) Отметить, согласно заявлению представителя Энергоцентра т. Александрова, что строительство Рионгэс крайне тормозится неудовлетворительным состоянием механизации работ и недостаточном снабжением строительства материалами.
2) Что по заявлению того же представителя имеется прямая угроза пуску станции в срок, утвержденный правительством, вследствие того, что Оружейный трест, коему был передан заказ на напорный трубопровод для Рионгэса и с которым было заключено условие о поставке к 1 октября 1931 г. первых двух ниток этого трубопровода, 5 ноября 1930 г. сообщил Энергоцентру, что он отказывается от выполнения принятых на себя обязательств.
3) Констатировать, что изложенные в п.п. 1 и 2 причины вместе с затруднениями в обеспечении строительства рабочей силой могут, по заявлению т. Александрова, вызвать отсрочку в пуске станции от 5 до 6 месяцев.
4) Отметить согласно заявлению представителя НКПС, что все работы по электрификации должным темпом идут и с таким расчетом, чтобы полностью выдержать сроки готовности Сурама, утвержденные правительством на 1 октября 1931 г. В частности, линия передачи Рионгэс — ЗАГЭС в отношении установки опор закончена на 100%. Монтаж линии выполнен на 28%.
Опоры для контактного провода установлены, уже приступлено к монтажу линии. Всего к настоящему времени вложено в электрификацию перевала до 7 млн. руб.
5) Констатировать, что наибольшую тревогу вызывает вопрос о получении электровозов, кои в количестве 15 единиц по постановлению Совета Труда и Обороны от 20 мая 1930 г.[1] должны были быть заказаны за границей и, однако, до сего времени не заказаны...
6) Отметить заявление... представителя Электроимпорта, что после выдачи лицензий заказ на электровозы сможет быть оформлен в течение месячного срока, так как все технические детали с фирмой уже согласованы.
7) Принять к сведению..., что в случае передачи заказа на электровозы за границу по условиям выполнения заказа на электровозы фирмой-поставщиком и условиям фрахтования первая партия механических частей электровозов сможет быть получена в Батуми весной 1932 г., что определяет возможный срок готовности участка к эксплуатации не ранее июля — августа 1932 г.
8) Отметить заявление представителя ВЭО..., что подготовка к выпуску моторов и другого оборудования для Сурама идет полным ходом и полностью обеспечивает сроки, данные для этого правительством, но что отсутствие механической части электровозов создает провал в работе ВЭО и вызывает затоваривание завода «Динамо», так как придется, очевидно, производить выпуск моторов «на склад». Так как это нецелесообразно, то, по мнению ВЭО, следовало бы отодвинуть сроки изготовления указанных моторов, хотя это, со своей стороны, может вызвать некоторую передвижку в сроках готовности моторов для Луньевской ветви Пермской ж. д.
9) Констатируя все изложенное, считать необходимым:
а) Возбудить перед правительством вопрос об изменении срока готовности электрификации Сурамского перевала и о переносе этого срока с 1 октября 1931 г. на 1 сентября 1932 г.
б) Просить президиум Госплана возбудить перед ВСНХ СССР вопрос о переводе строительства Рионгэс в число ударных строительств на 1931 г. (что имело место и в 1930 г.), c тем, чтобы обеспечить такие темпы выполнения заказов на оборудование и производство работ по сооружению этой станции, кои исключали бы возможность опоздания готовности этой станции или ограничили это опоздание пределами 1931 г.
в) Отметить, что вопрос увязки ВЭО своей производственной программы в части сроков изготовления моторов для Сурама является делом самого ВЭО и ВСНХ СССР, но что при этом должны быть соблюдены условия, чтобы сдвиг сроков готовности этих моторов был полностью увязан со сроками прибытия из-за границы механической части электровозов и чтобы это ни в какой мере не вызвало задержки выполнения следующей за этим заказом партии моторов и другого оборудования для Луньевской ветви Пермской ж. д.
г) Просить через президиум Госплана Совет Труда и Обороны о подтверждении необходимости срочной передачи заказа на механическую часть электровозов за границу в соответствии с постановлением Совета Труда и Обороны от 20 мая 1930 г.,[1] так как всякое дальнейшее промедление с выдачей заказов связано с полным срывом работы Закавказских ж. д. в 1932 г.
Примечания:
ЦГАНХ СССР, Ф. 4372, Оп. 28, Д. 156, Л. 211—243. Копия.