Спецсообщение УНКВД Азово-Черноморского края по делу о террористическом акте над членом ВКП(б), комсоргом колхоза им. Балицкого Красноармейского района, т. Пашковым. 25 марта 1937 г.
№ 101
Следствием по делу о террористическом акте над членом ВКП(б) т. Пашковым, комсоргом колхоза им. Балицкого Красноармейского района, установлено, что убийство совершено участниками существовавшей в ст. Красноармейской контрреволюционной троцкистской группы. В состав группы входили: председатель колхоза им. Балицкого Шпилевой, бригадир 6 бригады Голдыш (оба члены ВКП(б)), заведующий гаражом колхоза Должиков, кандидат ВКП(б), бывший секретарь парткома колхоза Ивинских, бывший инструктор районной газеты «Социалистический путь» Зуев и др.
Контрреволюционная группа в Красноармейском районе возглавлялась бывшим помощником начальника политотдела Красноармейской МТС и бывшим секретарем Красноармейского райкома комсомола Сафоновым, арестованным (по показаниям Ерофицкого), как участник троцкистской организации в Азово-Черноморском крае. Сафонов перед арестом являлся секретарем Ростовского городского комитета комсомола. Участники контрреволюционной группы вели в колхозе вредительскую работу, издевались над колхозниками. Партийно-воспитательную работу среди партийцев и комсомольцев и массово-разъяснительную работу среди колхозников подменили голым администрированием, зажимом самокритики, угрозами и запугиванием, массовыми штрафами и исключением из колхоза.
Красноармейцам-переселенцам не создали сколько-нибудь нормальных условий; колхозникам-переселенцам не оказали помощь в ремонте жилища и помещений для скота; скот индивидуального пользования колхозников не обеспечили кормами. За последние 3 года из 450 красноармейских хозяйств в ст. Красноармейской осталось лишь 150, 300 красноармейских хозяйств в результате контрреволюционной деятельности троцкистской группы в разное время вышли из колхозов и выехали из Красноармейского района.
Сафонов, будучи помощником начальника политотдела Красноармейской МТС по комсомольской работе, на совещаниях комсомольских работников давал указания «выгонять на работу всех колхозников, даже больных». Это прикрывалось им необходимостью повышения трудовой дисциплины колхозников. Больных колхозников заставляли работать в поле, увозили их насильно в табор и они по несколько дней лежали больными в таборе. Комсомольцам, которые, будучи больными, отказывались выходить на работу, угрожали исключением из комсомола. Колхозниц, имеющих грудных детей, не отпускали домой кормить, а для пребывания грудных детей в таборе сколько-нибудь нормальных условий создано не было. Беременным колхозницам своевременно отпуска не давались. Имел место случай, когда колхозница родила в поле во время работы. Противопоставляя комсомольскую организацию партийной, Сафонов говорил: «На всех участках работы руководящая и ведущая роль должна принадлежать комсомолу. Комсомольская организация работает лучше, чем партийная».
Своих людей Сафонов всячески выдвигал. По его инициативе был выдвинут бригадиром II Сталинской бригады Брусев. Он же был включен в соревнование 150 комсомольско-молодежных бригад по краю. По представлению Сафонова на краевом слете ведущих бригадиров Брусев был премирован. Между тем, Брусев, руководя Сталинской бригадой, издевался над колхозниками. Больных посылал на работу, колхозниц с грудными детьми заставлял жить в таборе и т.д. Сафонов одобрял все это и заявлял: «Твоя бригада Сталинская, ведущая. Люди должны это чувствовать».
Хозяйственная деятельность троцкистской контрреволюционной группы, засевшей на руководящих постах в колхозе им. Балицкого, характеризуется следующими показателями. За 1936 г. в период уборки урожая на токах сгнило 108 ц подсолнуха, учет был запутан, в связи с чем создавалась возможность хищения колхозных продуктов. За 1936 г. в колхозе выявлена недостача 7 тыс. ц зерна и 2 тыс. ц бахчевых культур. Расхищено и разбазарено, кроме того, 120 тыс. руб. На площади в 100 га была сожжена солома, в связи с чем скот индивидуального пользования колхозников остался фактически без кормов. Кормовая свекла, собранная с площади в 15 га (600 т), сгнила и зарыта в землю. В результате хищения и разбазаривания колхозной продукции и умышленного уничтожения урожая 1936 г. стоимость трудодня в колхозе понизилась по крайней мере на 3,75 кг зерна, 3,7 кг соломы и 80 коп. деньгами. Колхозу причинен материальный ущерб на 150 тыс. руб. В результате вредительской деятельности контрреволюционной троцкистской группы, направленной к развалу колхоза и стремлению вызвать недовольство колхозников Советской властью, в течение 1936 г. из колхоза им. Балицкого вышло 76 хозяйств.
Контрреволюционную деятельность троцкистской группы в колхозе им. Балицкого разоблачал член ВКП(б), комсомольский организатор 6-й бригады Пашков. Он выступал на партийных, комсомольских и колхозных собраниях, разоблачая преступную деятельность руководства колхоза, зажим самокритики; терроризирование колхозников. Пашков неоднократно писал разоблачительные статьи в районную газету «Социалистический путь». Редактор газеты Новожилова, тесно связанная с участниками троцкистской группы, информировала председателя колхоза Шпилевого о содержании корреспонденций Пашкова. Участники троцкистской группы, боясь дальнейших разоблачений их контрреволюционной деятельности, решили убить Пашкова. Террористический акт был выполнен членами ВКП(б) Шпилевым и Голдышевым и кандидатом ВКП(б) Должиковым. Ведется следствие.
Каган.