О развитии строительных работ на Свирской гидроэлектростанции № 3 (Из доклада ВСНХ СССР в Совет Труда и Обороны о капитальном строительстве) [26 августа 1930 г.]

Реквизиты
Направление: 
Государство: 
Датировка: 
1930.08.26
Период: 
1927-1932
Источник: 
Электрификация СССР. Сборник документов и материалов 1926-1932 гг. Издательство «Экономика» Москва — 1966, стр. 118-121.
Архив: 
ЦГАОР СССР, Ф. 5446, Оп. 12, Д. 550, Л. 27, 35-36. Копия.

О развитии строительных работ на Свирской гидроэлектростанции № 3

(Из доклада ВСНХ СССР в Совет Труда и Обороны о капитальном строительстве)

26 августа 1930 г.

Закладка Нижне-Свирской гидростанции состоялась 19 октября 1927 г., однако начало плановых работ относится лишь к концу 1928 г., когда Совет Труда и Обороны (в заседании от 14 декабря 1928 г.)[1] окончательно разрешил вопрос о постройке станции.

Ввиду принятого Советом Труда и Обороны решения об ускорении строительства станции — к марту 1929 г. был переработан заново генеральный план производства работ с пятилетнего на четырехлетний. 28 июня 1929 г. Совет Труда и Обороны утвердил этот последний к выполнению[2].

Свирская гидроэлектрическая станция по плану 1929 г. рассчитывалась на общую мощность 88 тыс. кВт с постепенным введением мощностей с декабря 1932 г. по август 1933 г., но в дальнейшем в связи с фактическими типами заказанного оборудования мощность повышена до 96 тыс. кВт, сроки же вступления в соответствии с изменениями проекта оснований и шлюза передвинуты, так что общая готовность станции намечается на ноябрь-декабрь 1933 г.

Стоимость всей станции определилась в 108 млн. руб. с учетом снижения и реализации строительного оборудования, но считать эту цифру окончательной нельзя, поскольку в основном вопросе о постройке плотины консультация приглашенных американских инженеров может привести к изменению общей стоимости.

Затянувшееся решение основных вопросов технического проекта и в соответствии с этим невыясненность общей суммы генеральной сметы не могли не отразиться крайне отрицательно на ходе работ до 1 октября 1929 г., поскольку перестройка плана производилась на ходу и оказывалось необходимым без нарушения планомерности строительства увязывать работы предыдущего периода с перспективным развертыванием их в дальнейшем. Так, при составлении нового годового плана для 1928/29 г. строительство оказалось связанным, с одной стороны, уже заключенными ранее договорами на работу различных снарядов, а с другой должно было учитывать возможность и сроки получения нового производственного оборудования заграничного и союзного.

Тем не менее план работы 1928/29 г., намеченный в соответствии с 4‑летним сроком окончания постройки, был выполнен в общем на 34%, несмотря на ряд объективных условий, крайне затруднявших его выполнение.

Основные работы этого года заключались в землечерпательных работах и постройке перемычек.

Кроме того, строился городок, железнодорожные пути, мастерские и начаты работы по рубке просек и для линии передачи.

На 1929/30 г. первоначальный план по контрольным цифрам намечался в 26,1 млн. руб. и по уточнении выразился в 29,4 млн. руб., причем увеличение произошло за счет как объема работ, так и стоимости их. В частности, трудность грунта и невозможность своевременного получения снарядов, изменение конструкции перемычек и их протяжения, повышение стоимости временных сооружений, расширение строительного оборудования в связи с необходимостью форсировать работу и дополнительные расходы по отчуждению вызывали значительное увеличение плановых наметок.

Общее выполнение плана в ценностном выражении за 9 месяцев (октябрь — июнь включительно) выражается в 16.920 тыс. руб., т. е. 57% к годовому, причем план чистого строительства выполнен на 54% и план по оборудованию на 73% от плана этих работ.

Недостаточный процент общего выполнения плана находит объяснение в целом ряде неблагоприятно сложившихся для строительства обстоятельств, а именно:

Положенный в основу работ технический проект был утвержден в свое время (июль 1928 г.) без окончательного решения по проекту оснований, что последовало только через два года (июнь 1930 г.) постановление президиума ВСНХ СССР с участием членов правительства, равно как и по проекту шлюзов окончательное согласование с Беломорстроем состоялось только на днях, причем утверждено значительное углубление шлюза.

В соответствии с этим только теперь дана возможность перерабатывать проект оснований и приступать к изготовлению рабочих чертежей.

Понятно, как глубоко отрицательно влияла на ход работ эта связанность строительства в двух основных и важнейших вопросах — постройке оснований для сооружений и в работах по шлюзу.

Далее, на всем протяжении года чувствовался недостаток некоторых квалификаций рабочих — плотников, землекопов, чернорабочих, в летние же месяцы — разгар сезона — положение еще более ухудшилось. Июль месяц предусматривал 12 тыс. человек рабочих, фактически же дал около 9 тыс. человек, причем период полевых работ и продовольственные трудности продолжают вызывать сильный отлив рабсилы со строительства. Если прибавить к этому хронический недостаток низшего и среднего технического персонала, то можно представить, какое понижающее влияние на темпы и объем выполнения плана должна была оказывать отмеченная неполнота кадров (в июле 75% от плана) и их недостаточная квалифицированность.

Неблагоприятно на выполнении плана должно отразиться также и недостаточно полное снабжение материалами. Так, при общей годовой потребности строительства в материалах в размере свыше 9 млн. руб., выданные фонды не дают полного покрытия таковой, причем по важнейшим материалам недоснабжение оказывается весьма значительным, например, по лесу потребность не удовлетворена на 40%, по сортовому железу на 50%. Надо при этом иметь в виду, что до четвертого квартала снабжение в целом было удовлетворительно и отрицательное влияние недопоставки будет ощущаться строительством сильнее в последнем квартале года.

Качество материалов в основном удовлетворительно.

Несомненным тормозом в ходе выполнения плана текущего года являлись также и задержки с поставкой строительству оборудования, как союзного, так и импортного. Так, механизация подачи материалов не могла быть проведена в должной мере, вследствие неполучения в срок от союзных заводов оборудования подвесной канатной дороги. Не получено в срок также и строительное оборудование по импортной линии, причем здесь продолжают по-прежнему действовать не устраненные до сих пор задержки в выдаче лицензий, затяжка Амторгом переговоров с иностранными фирмами и задержка с отправкой в СССР оборудования уже сданного.

Большая часть строительного оборудования получается от американских фирм (Зудерман, Фуллет, Вьюсарес, МерионСмит и др.) и качество его удовлетворительно, хотя в монтаже выявляются иногда те или иные дефекты, находящие объяснение в неудовлетворительной постановке дела приемки заказов от поставщиков. Необходимо устранение отмеченных задержек на всех стадиях прохождения иностранных заказов, начиная с выдачи лицензий и до прибытия их на строительство, причем количество комплектов запасных частей должно быть увеличено, поскольку в связи с малой обеспеченностью таковыми строительства находятся под постоянной угрозой внесения перебойности в работу.

В отношении финансирования затруднений по строительству не отмечено, и за 9 месяцев фактически получено около 70% годового плана.

Наконец, в качестве факторов положительного характера для протекания строительства надо отметить работу специально приглашенных иностранных экспертиз американской и шведской по основаниям под сооружения, и немецкой — по вопросу глубокого водоотлива и специалистов по монтажу оборудования, работавших в порядке выполнения условий поставки по заключенным договорам.

Характеризуя состояние работы Свирьстроя за истекшие 9 месяцев хозяйственного года, надо признать, что производственный план как в отношении объема, так и по сроку не выполнен, причем с полным учетом всех отмеченных моментов, отрицательно влиявших на протекание строительства, надо все же считать главнейшей причиной отставания от плана чрезвычайно долгую оттяжку разрешения вопроса об основаниях для сооружений и только теперь принятое, резко изменяющее первоначальные схемы решение строить углубленный шлюз для пропуска морских судов.

В связи с этим часть летних и осенних работ придется перенести на зимний период, а отсюда и введение Свири в эксплуатацию предельно фиксируется на конец 1933 г.

С отпаданием указанного тормоза — и разрешенности основных и важнейших вопросов проекта — Свирьстрой получает возможность полностью развернуть основные работы, однако для беззамедлительного протекания строительства в соответствии с установленными сроками необходимо устранение и всех прочих снижающих темп факторов: обеспечить строительство материалами и своевременной доставкой в договоренные сроки основного оборудования, забросить на строительство необходимое продовольствие и предупредить текучесть рабсилы всеми необходимыми мерами, немедленно разрешить вопрос о контингенте будущего строительного года с выдачей соответствующих лицензий.

Примечания:

[1] См. ЦГАОР СССР, Ф. 5674, Оп. 1, Д. 34, Л. 23‑24.

[2] См. Постановление Совета Труда и Обороны о Свирской гидроэлектростанции № 3 от 28 июня 1929 г.

ЦГАОР СССР, Ф. 5446, Оп. 12, Д. 550, Л. 27, 35-36. Копия.