Спецсообщение Н.И. Ежова И.В. Сталину с приложением копии телеграммы С.Ф. Реденса об участниках правотроцкистского центра. 3 апреля 1938 г.
3 апреля 1938 г.
№ 102596
Сов. секретно
СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУ
Направляю копию телеграммы №-205 Народного Комиссара Внутренних дел Казахской ССР тов. РЕДЕНСА.[1]
Народный комиссар внутренних дел СССР
Генеральный комиссар государственной безопасности ЕЖОВ
АЛМА-АТА
2 апреля 1938 г.
№ № 16417, 16443, 16445
Арестованные участники правотроцкистской организации: ЯХНОВИЧ — бывший Наркомпищепрома, РАФАЛЬСКИЙ — бывший заместитель председателя Совнаркома, ВЕРХОВСКИЙ — бывший редактор республиканской газеты, БАРАНОВ — бывший заместитель председателя Госплана — показывают, что МИРЗОЯН — секретарь ЦК КП(б)К является главным руководителем правотроцкистской организации в Казахстане. Что они были связаны с МИРЗОЯНОМ по контрреволюционной работе, проводимой ими по его указанию.
ЯХНОВИЧ показывает, что, будучи завербован в организацию МИРЗОЯНОМ, он был связан с ним по контрреволюционной деятельности еще на Урале. Затем по его инициативе был переброшен в Казахстан, где вел вредительскую работу по указанию МИРЗОЯНА. ЯХНОВИЧ приводит факты своих антисоветских разговоров с МИРЗОЯНОМ, во время которых МИРЗОЯН говорил ЯХНОВИЧУ, что ЦК партии в вопросах сельского хозяйства допускает перегибы, что политика коллективизации и ликвидации кулачества привела крестьянство к разорению и лишила страну хлеба и сельскохозяйственных продуктов. ЯХНОВИЧ говорит, что МИРЗОЯН в разговорах с ним утверждал, что ЦК партии разорил не только Казахстан, но и Белоруссию, Украину и другие национальные республики. МИРЗОЯН назвал политику ЦК колониальной, предлагал ему бороться за изменение политики партии. ЯХНОВИЧ говорит, что в 1932 году, будучи вместе с Мирзояном в отпуске в Сочи, он был участником встречи и разговора МИРЗОЯНА с *ЧАПЛИНЫМ*[2], в котором они открыто хулили политику ЦК. ЯХНОВИЧ передает разговор, в котором МИРЗОЯН рассказывал ему, что в 1936 году, будучи в отпуску в Чехословакии, он, через полпреда СССР в Венгрии **БЕКЗАДЯНА**[3], имел неофициальную встречу с одним из членов чехословацкого правительства. После возвращения МИРЗОЯНА из-за границы БЕКЗАДЯН приезжал в Алма-Ату в отпуск, который провел у МИРЗОЯНА.
ЯХНОВИЧ показывает, что с 1934 года он проводил диверсионную вредительскую работу в области пищевой промышленности Казахстанской ССР, по прямому указанию МИРЗОЯНА, и по его же заданиям срывал снабжение рабочих районов Союза и отправку мяса на Дальний Восток для снабжения войск, что МИРЗОЯН прикрывал это соображениями обеспечения интересов населения Казахстана.
РАФАЛЬСКИЙ показал, что, при вербовке его в организацию ТОБОЛОВЫМ (бывшим секретарем Алма-Атинского обкома партии), последний сказал, что руководителем правотроцкистской организации в Казахстане является МИРЗОЯН, что он — РАФАЛЬСКИЙ связался, по предложению ТОБОЛОВА, с МИРЗОЯНОМ и по его заданиям вел антисоветскую вредительскую работу. РАФАЛЬСКИЙ утверждает, что по указанию МИРЗОЯНА он вредил в области снабжения центральных рабочих районов Союза. Срывал отправку мяса для Дальневосточной армии, лично получил об этом задания от МИРЗОЯНА и передавал их для исполнения ЯХНОВИЧУ. РАФАЛЬСКИЙ приводит факты получения от МИРЗОЯНА директив в отношении ТОЗов, извращающих устав сельскохозяйственной артели, направленных на развитие индивидуалистических тенденций у колхозников.
ВЕРХОВСКИЙ показывает, что он был завербован в организацию правых МИРЗОЯНОМ в 1931 году в Челябинске и проводил подрывную работу по линии газеты. По указанию МИРЗОЯНА ВЕРХОВСКИЙ говорит, что неоднократно в разговорах с ним МИРЗОЯН выказывал недовольство политикой партии в области коллективизации и индустриализации, приводит разговор с МИРЗОЯНОМ, в котором он высказывался за сдерживание темпов строительства новых заводов на Урале. ВЕРХОВСКИЙ утверждает, что МИРЗОЯН был связан с БУХАРИНЫМ, о чем он — МИРЗОЯН ему неоднократно говорил.
ВЕРХОВСКИЙ показал, что МИРЗОЯН давал ему задание защищать через газету троцкистов и правых, во исполнение чего ВЕРХОВСКИЙ создал в редакции краевой газеты антисоветскую группу, расставил правотроцкистские кадры по областным газетам и смазывал критику и разоблачения участников организации.
БАРАНОВ показал, что он был связан с МИРЗОЯНОМ как с руководителем правотроцкистской организации. Приводит разговор, в котором МИРЗОЯН говорил ему, что считает политику партии в области сельского хозяйства ошибочной, что она привела страну к разорению. В другом разговоре с БАРАНОВЫМ, МИРЗОЯН характеризовал разгром партией троцкистов и правых, как устранение от руководства старых большевистских кадров. БАРАНОВ приводит одну из своих бесед с МИРЗОЯНОМ, во время которой МИРЗОЯН говорил о необходимости изменения политики партии насильственным путем, предлагая проводить работу в соответствии с установками московского центра правых. Показания арестованных ЯХНОВИЧА, РАФАЛЬСКОГО, ВЕРХОВСКОГО, БАРАНОВА лично мною проверены неоднократными допросами их. ЯХНОВИЧ, РАФАЛЬСКИЙ, ВЕРХОВСКИЙ и другие арестованные показывают о руководящей роли в правотроцкистской организации ***СВЕРДЛОВА — бывшего секретаря Восточно-Казахстанского обкома партии и КИСЕЛЕВА***[4] — бывшего секретаря Алма-Атинского обкома партии, являющихся близкими помощниками по контрреволюционной работе МИРЗОЯНА. СВЕРДЛОВ и КИСЕЛЕВ, согласно Вашей санкции, арестованы и конвоируются в Алма-Ату.
Протоколы срочно высылаю.
1 апреля 1938 года.
№ 205
РЕДЕНС
[1] В тексте имеются рукописные пометы Сталина: на первом листе «Важно».
[2] *—* На полях напротив фамилии имеется помета: «Спросить Чаплина».
[3] **—** «Спросить Бекзадяна».
[4] ***—*** «Спросить Свердлова и Киселева».