Спецсообщение Н.И. Ежова И.В. Сталину с приложением копии телеграммы С.И. Лебедева о ходе операции по инонациональностям. 24 марта 1938 г.
24 марта 1938 г.
№ 102210
Сов. секретно
СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУ
Направляю копию телеграммы № 3/1909 начальника Управления НКВД по Тульской области тов. ЛЕБЕДЕВА о ходе операции по немцам, эстонцам и другим.[1]
Народный комиссар внутренних дел СССР
Генеральный комиссар государственной безопасности ЕЖОВ
Сов. секретно
НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР
ГЕНЕРАЛЬНОМУ КОМИССАРУ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ
тов. ЕЖОВУ Н.И.
ПОЧТО-ТЕЛЕГРАММА
о ходе операции по приказам НКВД № 00485, 00439 и 00593
Согласно Вашей директивы № 233, с 1 октября 1937 года по 20 марта 1938 года нами арестовано 1 646 человек, из них по линиям: польской линии — 824, по немецкой линии — 299, по латвийской линии — 230, по эстонской линии — 21, по румынской линии — 13, по финской линии — 7, по харбинской линии — 136, по китайской линии — 35, по иранской линии — 48, по греческой линии — 33 человека.
В том числе за отчетную пятидневку с 15 по 20 марта с.г. нами арестовано 127 человек, из них: по польской линии — 91, по немецкой линии — 12, по латвийской линии — 17, по харбинской линии — 1, по китайской линии — 5 и по румынской линии — 1 человек.
За отчетную пятидневку вскрыты и ликвидируются следующие контрреволюционные формирования:
1. По показаниям арестованной ЦЕХАНОВИЧ устанавливается латвийская шпионско-диверсионная и террористическая группа «Братство русской правды», связанная непосредственно с латвийскими разведывательными органами.
ЦЕХАНОВИЧ на допросе показала, что в эту группу в гор. Туле она была привлечена в 1935 году руководителем ШПАК, по заданию которого связалась с участниками контрреволюционной организации «БРП» в Латвии — ПЕТРОВЫМ и ЗУБАРЕВЫМ. В состав вскрытой шпионско-диверсионной и террористической группы «БРП» в гор. Туле входили: ШПАК, ЦЕХАНОВИЧ, САХАНЬКО, ДОМОГАТСКИЙ и УЗЕМБО.
2. В дополнение к показаниям участников вскрытой латвийской шпионско-диверсионной организации КУШКЕ и ЛАПСА, арестованный ЯГОДОВСКИЙ показал, что он, будучи перебежчиком и враждебно настроенным к советскому строю, в эту организацию привлечен в 1936 году КУШКЕ и по его заданию собирал секретные материалы о работе промышленных предприятий гор. Тулы. ЯГОДОВСКИЙ назвал активных участников шпионско-диверсионной организации, связанных непосредственно с КУШКЕ, — КОЧИНСКОГО, КОХ, ЯРКЕВИЧ, БУШЛИНУ. Все арестованы.
3. Арестованный поляк ШЕРШЕВСКИЙ показал, что он является активным участником польской шпионской диверсионной группы, действовавшей на Косогорском и Ново-Тульском металлургических заводах. В эту группу ШЕРШЕВСКИЙ был привлечен в 1935 году поляком ДОНИЛЕЙКО и по его заданию для диверсионной работы в 1936 году завербовал рабочего центральной электростанции Косогорского завода ХОВЕЛКО. ШЕРШЕВСКИЙ собирал секретные сведения о выпускаемой военной продукции (снарядах) токарным цехом Косогорского завода и передавал их резиденту польской разведки ДОНИЛЕЙКО.
4. Арестованный бывший зам. нач. транспортного отдела Оружейного завода ДОМБРОВСКИЙ показал, что к шпионской работе он привлечен в 1933 году поляком ИВИЦКИМ (осужден).
По показаниям ДОМБРОВСКОГО устанавливается, что на Тульском оружейной заводе существовала шпионская резидентура, участниками которой являются: КОНДРАШОВ, НИКИТСКИЙ, ПИЛИПЧУК, ДУБЛЕНСКИЙ и СУДИН — все работники оружейного завода.
Указанная польская резидентура собирала сведения о характере, качестве и количестве выпускаемой оружейным заводом продукции, о деятельности внутризаводского транспорта и адресатах отправляемого вооружения.
5. По показаниям арестованного ВОЙТОВИЧ вскрывается шпионско-диверсионная группа в системе госторговли гор. Тулы, которая занималась сбором секретных сведений об обеспеченности города и области продуктами питания и товарами широкого потребления. Кроме этого группа производила умышленно порчу продуктов питания и подготовляла отравление их в период войны. Арестованный ВОЙТОВИЧ показал, что он, будучи завербован в 1935 году в польском посольстве, по заданию последнего создал шпионско-диверсионную группу из 3 человек, работников госторговли.
6. Арестованный ПРОСИН показывает, что, будучи в 1926 году в польском посольстве в гор. Москве по вопросу получения визы на выезд из СССР, был завербован к шпионской работе беседовавшим с ним сотрудником посольства (фамилию не знает). ПРОСИН передавал секретные сведения по Дому Красной Армии гор. Москвы и о настроениях в воинских частях.
7. Арестованный поляк ХМЕЛЬНИЦКИЙ на допросе показал, что, будучи в 1921 году завербован польским перебежчиком ДРУЖКОВЫМ в гор. Минске, систематически занимался переброской агентов польской разведки через границу на сторону Польши. Являвшиеся к ХМЕЛЬНИЦКОМУ агенты польской разведки имели условные пароли от ДРУЖКОВСКОГО, проживавшего в это время в гор. Вильно.
8. Арестованный польский перебежчик ГОРДОН показал, что, проживая в Польше, был завербован польскими разведывательными органами для шпионской и диверсионной деятельности в СССР. В 1925 году польской разведкой переброшен на территорию СССР, где на военных заводах гор. Тулы создал шпионско-диверсионную резидентуру из 13 человек. Участники этой резидентуры собирали секретные сведения о количестве, качестве и скорострельности изготовляемого оружейным заводом оружия, подготовляли диверсионные акты на жизненных центрах завода в период возникновения войны.
9. В дополнение к показаниям по делу шпионско-вредительской группы, существовавшей на Тульской почте и телеграфе, арестованный ТКАЧЕВ показал, что он к шпионской работе был привлечен бывшим начальником отдела связи — резидентом польской разведки ЖУКОВСКИМ, по заданию которого собирал секретные сведения о почтовых и денежных операциях оборонных заводов и воинских частей гор. Тулы. По показаниям ТКАЧЕВА установлено, что в шпионско-вредительскую группу, созданную ЖУКОВСКИМ, входили — бывш. технический руководитель отдела связи МОХРЯКОВ и начальник Радиоузла ДОБРОВОЛЬСКИЙ.
10. По делу шпионской группы «Союз советских эспирантистов» арестованный АНДРЕЕВ показывает, что в Туле существовала группа эсперантистов, которую возглавлял агент германской разведки ИНЦЕРТОВ, приезжавший в Тулу по делам «Союза воинствующих безбожников». Участники шпионской группы эсперантистов ИВАНОВ, КУУСК, ЕФРЕМОВ, ВЕРНУКОВСКИЙ, ГРИШИН и БУЛДАКОВ собирали секретные сведения по заводам тяжелой промышленности и оборонным предприятиям гор. Тулы и передавали их завербованному в 1931 году для этой цели АНДРЕЕВУ, последний в свою очередь, получая шпионские сведения, направлял их ИНЦЕРТОВУ в Москву.
За отчетную пятидневку разоблачен ряд одиночек шпионов и диверсантов.
Операцию по Вашей директиве продолжаем.
Начальник УНКВД по Тульской области
майор государственной безопасности ЛЕБЕДЕВ
[1] На первом листе имеется рукописная помета Сталина: «Важно».