Письмо Г.И. Кулика К.Е. Ворошилову с изложением его тезисов выступления по докладу Г.А. Осепяна
Клементий Ефремович[1]!
К сожалению, я не мог выступить по докладу т. Осепяна. Я хотел сказать о следующем.
3 ск в политико-моральном отношении стоит на высоком уровне. Командно-политсостав и красноармейцы преданы нашей партии и вождю т. Сталину, а также и вам как вождю РККА.
Но у нас есть недочеты, т.е. чрезвычайные происшествия. Я лично придаю этому большое значение, детально изучил этот вид «ЧП» и считаю, что основное зло в этом «ЧП».
Первое — командир, отдающий приказ, не может правильно, понятно, членораздельно отдать приказ, а отдавши приказ не требует повторения, т.е. соблюдения устава, от подчиненного и не воспитывает себя и подчиненного в этом.
Второе — отдавши приказ, не контролирует исполнение своего приказания.
Третье — неисполнение приказания оценивается н/с и политор-ганами наравне со всеми чрезвычайными происшествиями.
Я считаю, что неисполнение приказания должно оцениваться как тягчайшее преступление в РККА и ему должно быть уделено большое внимание всем н/с, парторганами и парторганизациями.
Четвертое — при разборе мною неисполнения приказания выяснилось, что на 99% нет злого политического умысла, а прямо наша недоработанность командира и красноармейца.
3. Утопленники идут главным образом за счет подготовки наших подводников. Я считаю, что этот вид боевой подготовки является гораздо опаснее парашютизма. Наши приборы еще имеют целый ряд дефектов, особенно в регулировании подачи воздуха. У меня было два случая разрыва легких у красноармейцев на поверхности; у них еще не полностью отработан клапан, регулирующий подачу воздуха.
4. У нас резко сократилось пьянство среди н/с. Мы провели и проводим большую работу в этом вопросе, но тут нужно прямо сказать, что наши особисты и политработники перебарщивают, нельзя считать пьянкой, если командир выпивает у себя дома рюмку водки или стакан вина перед обедом или собрались у какого-либо командира со своими женами и пообедали или поужинали и было за столом вино, то никак нельзя это считать коллективной пьянкой и когда начинаешь проверять факты с донесениями 00, то, как правило, приходится на 70—80% опровергать, т.е. факты не подтверждаются.
Но у нас есть, правда, не больше 4—5 человек всего во всех четырех дивизиях, т.е. 3 ск, которых нужно немедленно уволить, т.к. они никакой обработке и воспитанию не поддаются. Я представил их к увольнению, но, к сожалению, тянется годами и ответа нет.
5. Мы сейчас ведем большую работу с антисоветскими элементами, т.е. подняли на высокий уровень большевистскую бдительность и оказывается, что все антисоветские элементы в своем большинстве приходят к нам из переменников.
6. Я считаю, что нужно заботиться и о командире, особенно о многосемейном, об его быте, а главное — квартирный вопрос.
7. Присвоение звания н/с дало положительные результаты, но есть отдельные случаи, где Командное управление сделало ошибку и не хочет признать свою ошибку. Я представил несколько человек с просьбой пересмотреть их звание в сторону повышения, мне говорят, что в этом году пересматривать не будем. Особо вас прошу пересмотреть звание комдива 49 сд т. Михайлина — лучшего комдива в 3 ск, командует уже 4 года. Прошу ему присвоить звание комдива.
8. Караульная служба. У нас карслужбу несет переменный состав, находясь у нас один месяц в год. Поверьте мне, что я много занимаюсь этим вопросом, мы его хорошо подготовляем теоретически, но практических навыков за этот короткий срок полностью отработать не в силах.
С ком. приветом (Кулик)