№ 740. Постановление Народного Комиссариата Просвещения. О Центральном Театральном Отделе Народного Комиссариата Просвещения (Положение).

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1918.09.19
Метки: 
Источник: 
Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР М. 1942, стр. 934-937.
Архив: 
Распубликовано в № 203 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 19 сентября 1918 года.

Статья № 740.

Постановление Народного Комиссариата Просвещения.

О Центральном Театральном Отделе Народного Комиссариата Просвещения (Положение).

I.

Центральный Театральный Отдел Народного Комиссариата Просвещения имеет своею целью:

а) общее руководительство театральным делом в стране в широком государственном масштабе;

б) создание нового театра в связи с перестройкою государственности и общественности на началах социализма;

в) упорядочение художественно-профессиональной жизни в сфере театра.

II.

Для осуществления этих целей Центральный Театральный Отдел ставит себе следующие ближайшие задачи:

1) Теоретическая разработка обще-эстетических вопросов, связанных с наукой о театре, а также разработка всех теоретических вопросов в области театрального мастерства, для чего Центральный Театральный Отдел:

а) содействует объединению всех творческих и научных сил в области театральной идеологии;

б) рассматривает общепедагогические учения в применении их к педагогике театральной;

в) организует конференции, съезды, конкурсы и анкеты по вопросам о театре;

г) организует специальные библиотеки по всем соприкасающимся с театром вопросам;

д) подготовляет в пределах своей специальности материалы для организации Академии Искусств;

е) издает книги, сборники, журналы и проч., посвященные всем теоретическим и практическим вопросам, связанным с профессиональной жизнью театральных деятелей;

ж) составляет и издает энциклопедию театра;

з) переводит и издает произведения иностранных авторов по всем вопросам театра;

и) содействует частным начинаниям по изданию сочинений в вышеуказанной области;

к) делегирует своих представителей во всероссийские и иностранные учреждения и организации, рассматривающие и разрешающие вопросы театра;

л) устанавливает связь с родственными иностранными учреждениями;

м) организует публичные лекции, курсы, диспуты, митинги и проч.;

н) содействует подготовке театральных педагогов, лекторов, инструкторов, а также и инструкторов театрального дела в среде педагогов;

о) рассматривает существующие учебники по всем видам и отраслям театрального искусства и создает соответствующие новые учебники нормального типа;

п) способствует введению в программы учебных заведений и внешкольных общеобразовательных учреждений курсов по науке о театре и практике театрального мастерства.

2) Всестороннее исследование и разработка связанных с театром вопросов в плане историческом, для чего Центральный Театральный Отдел:

а) содействует объединению историков театра;

б) изыскивает, собирает, систематизирует и подвергает подлежащей разработке исторические материалы;

в) составляет библиографию и архиографию по театру России;

г) устанавливает постоянное сношение с однородными учреждениями других .стран;

д) содействует широкому распространению историко-театральных знаний;

е) устанавливает учет и охрану частновладельческих библиотек, музеев, коллекций и проч. материалов по истории театра в России;

ж) ведает всем обособленным театральным имуществом, принадлежащим различным государственным учреждениям;

з) устанавливает наблюдение за прочим историко-театральным имуществом, принадлежащим государственным библиотекам, архивам, музеям, школам, театрам и т. д.;

и) издает книги, сборники и проч., посвященные всем вопросам по истории театра.

3) Выработка нормальных репертуаров для разного типа театров: государственных, народных (городских и деревенских) и школьных путем просмотра старого репертуара и создания нового, как оригинального, так и переводного.

4) Подготовка мастеров театрального дела, как-то: актера, мастеров сценических постановок: режиссеров и художников-декораторов, техников и проч., а также и педагогов соответствующих видов мастерства, для чего Центральный Театральный Отдел:

а) разрабатывает план и программы преподавания в театральных школах;

б) основывает общегосударственные школы всех видов и отраслей театрального искусства;

в) руководит преподаванием в общегосударственных театральных школах.

Примечание. Самостоятельно возникающие школы при театрах (студии и проч.) свободны в методах преподавания.

г) осуществляет в интересах искусства наблюдение за преподаванием в частных театральных школах;

д) организует конференции и съезды театральных педагогов и учащихся в театральных школах;

е) устанавливает связь с театральными школами других стран;

ж) рассматривает существующие учебники по сценическим искусствам и создает соответствующие новые учебники нормального типа;

з) переводит и издает иностранные сочинения по технике сценического искусства;

и) подготовляет преподавателей техники сценических искусств;

к) содействует частным начинаниям по организации театральных школ

5) Укрепление в широких народных массах правильного понимания театрального искусства и здорового его восприятия, а также содействие расширению при посредстве театрального искусства методов общей педагогики, для чего Центральный Театральный Отдел:

а) способствует объединению педагогических сил с представителями театральных искусств;

б) разрабатывает план и программы преподавания отдельных отраслей и видов театрального искусства в учебных заведениях;

в) способствует введению преподавания театрального искусства в учебных заведениях;

г) создает кадры преподавателей театральных искусств в учебных заведениях, а также инструкторов школьного театра;

д) содействует введению театральных искусств в жизнь школы, способствует организации и организует детские и школьные театры, спектакли, празднества, процессии и проч., а также организует для учащихся циклы спектаклей на публичных театрах;

е) участвует в лице своих представителей в школьных и внешкольных педагогических коллективах (Педагогических Советах, Родительских Комитетах и проч.);

ж) устанавливает связь с разного рода педагогическими коллективами, учреждениями, обществами, съездами и проч.;

з) устанавливает связь с аналогичными организациями других стран;

и) разрабатывает вопросы, связанные с расширением методов общей педагогики, при посредстве различных видов и отраслей театрального искусства;

к) рассматривает существующую литературу по вопросам преподавания театральных искусств в учебных заведениях и создает новые руководства в этой области;

л) переводит и издает иностранные сочинения по вопросам школьного театра и преподавания театральных искусств в учебных заведениях;

м) содействует частным начинаниям в вышеуказанной области;

н) организует показательные музеи и библиотеки по вопросам театральных искусств в учебных заведениях.

III.

Для проведения изложенных выше задач Центральный Театральный Отдел организуется на следующих основаниях:

1) Центральный Театральный Отдел Народного Комиссариата Просвещения находится под общим руководством Заведующего Отделом, назначаемого Народным Комиссаром Просвещения и утверждаемого Государственной Комиссией по Просвещению.

2) Центральный Театральный Отдел состоит из двух частей: Московской и Петербургской, типы же театральных управлений на местах устанавливаются сообразно с местными условиями Коллегиями Отделов Народного Образования.

3) Управление Центральным Театральным Отделом переносится в Москву, в Петербурге же остается Отделение, управляемое в периоды отсутствия Заведующего Отделом, Заместителем последнего (Помощник Заведующего Центральным Театральным Отделом).

4) Центральный Театральный Отдел дает местам директивы общего характера по управлению театральным делом в интересах объединения последнего и в целях планомерного и по возможности единообразного (в пределах местных условий) проведения в жизнь задач Центрального Театрального Отдела,

5) В области творческих начинаний местные подотделы являются вполне самостоятельными, причем, однако, в целях объединения работ по театральному делу в стороне они дают в центр возможно исчерпывающие сведения о своей деятельности.

6) Центральный Театральный Отдел снабжает местные учреждения и организации соответствующими материалами и всесторонне информирует их, как о самостоятельных теоретических работах, так и о всех выводах, опирающихся на полученные информации с мест.

7) Для правильного финансирования подотделов, последние представляют свои сметные предположения заблаговременно, детально обосновывая каждый сметный параграф.

8) Центральный Театральный Отдел конструируется по принципу подбора специалистов разных областей театрального искусства, образуя:

а) ряды секций для теоретической разработки вопросов в соответствующих направлениях и для создания различных театральных организмов показательного типа, и

б) ряд аппаратов соответствующего управления, по художественно-театральной экспертизе, по информации с регистрациею театральных зрелищ, по связи с организациями на местах, по анкетам, по издательству и проч.

9) В состав Центрального Театрального Отдела входят следующие секции:

а) Педагогическая, разделяющаяся па группы: Научно-Теоретическую, Театральных Школ, Школьного Театра {театральных искусств в школах);

б) Историко-Театральная, при которой состоят: Комиссия по организации лекций по истории театра и драматической литературы, Комиссия по учету частновладельческого историко-театрального имущества, Комиссия издательская и редакционная по выпуску сборника, Комиссия по составлению библиографического, архивографического и иконографического указания по истории театра в России;

в) Репертуарная Секция, в состав которой входят группы: Архивных разысканий, Издательская, Переводческая, Теоретическая, Объяснительного чтения особо выдающихся пьес;

г) Секция Театров и Зрелищ, в состав которой входят группы: Водевильная, Пантомимная, Феерии, Мелодрамы, Музыкальная, Циркового искусства, Балета и балетного дивертисмента. Разговорного жанра, Кукольного театра, Кинематографа, По организации гуляний.

10) Работы секций, как уже образованных, так и могущих возникнуть вновь, регулируются самими секциями, как путем кооптации новых членов, так и путем выделения из своей среды особых подсекций, групп и проч.

11) По мере расширения своей деятельности Центральный Театральный Отдел образует новые секции.

12) Секции организуются на основании особо утверждаемых положений.

13) Представители секционных и групповых Бюро образуют собою Коллегию при Заведующем Центральным Театральным Отделом и его Заместителе.

14) Для разрешения вопросов общего характера периодически собираются объединенные заседания членов Московской и Петербургской Коллегий.

Подписал Народный Комиссар Просвещения А. В. Луначарский.

Распубликовано в № 203 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 19 сентября 1918 года.