Доклад М.Н. Тухачевского об итогах работы комиссий Военного совета при НКО СССР. 19 октября 1936 г.
Тухачевский. По вопросам боевой подготовки в комиссиях подготовлено 4 документа, которые могут быть объявлены или общими приказами, или как разделы, может быть, сначала одного приказа по общим вопросам и отдельных приказов в развитие этих основных вопросов по специальностям. Этого вопроса в комиссии не разрешили, считая, что вы сами определите, какой порядок должен быть. Начальники родов войск — авиации и Морских сил считают, что это нужно выпустить отдельными приказами. Лично мне кажется, что такая установка правильная.
Общий раздел составлен таким образом: «Итоги боевой подготовки РККА на 1936 год».
«На протяжении всего истекшего года... (читает).
Затем дается оценка по достижениям Сухопутных войск. Тут приводится целый ряд достигнутых успехов — дальнейшее продвижение в области управления боем, повышение подготовки комсостава по авиадесантам, артиллерии и проч.
По Воздушным силам — новая материальная часть, улучшение оперативно-тактической подготовки по ряду задач, по самостоятельным действиям авиации, по штурманской подготовке, бомбометанию и т.д.
По Морским силам также достигнут ряд успехов в области боевой подготовки, в использовании кораблей и соединений, в автономности лодок и т.д.
По недочетам: здесь указывается по Сухопутным войскам, что уровень общевойсковых штабов не отвечает требованиям современного боя и детализируется, в чем недочеты.
Указываются недочеты по взаимодействию различных родов войск: плохо поставлена разведка, плохо освоена противовоздушная, противохимическая и частью противотанковая оборона.
В использовании авиадесантов, несмотря на ряд успехов, имеется ряд технических и тактических недочетов, в частности, не выпущена до сих пор инструкция по производству авиадесантов[1]. Указываются недочеты по подготовке связистов, инженеров и т.п.
По Воздушным силам тоже имеются недоработанные моменты по линии подготовки, массовое использование авиации, особенно между округами, недочеты по подготовке к воздушному бою. Имеется много недочетов в области подготовки к полетам, в области метеорологической службы.
Морские силы. В условиях усложненного боя имеется много недочетов. морское управление отстает от руководства боем. Подготовка штабов не может быть названа удовлетворительной.
Из основных задач, которые проработаны по Сухопутным войскам, мы считаем: «решительное улучшение...» (читает).
По Военно-воздушным силам — основная установка на повышение использования крупных авиационных соединений. Затем, стоит вопрос о действиях авиации в начальный период, об отражении налета авиации на наш тыл. Далее, упор делается на обманных действиях и, наконец, о тактической, специальной тренировке войск для усовершенствования одиночной и войсковой подготовки. Большой нажим делается на то, чтобы авиация сумела овладеть своими тылами и, в частности, маневрировать своими тылами, применяя надежный метод противовоздушной обороны.
По Морским силам — делается упор на овладение сложными задачами боя и операции на основе полного взаимодействия. Также делается нажим на использование морской авиации для борьбы с кораблями противника, с его базами, аэродромами. Далее, имеется целый ряд более детальных указаний по воздушно-тактической подготовке морской авиации и некоторые указания по речным флотилиям.
Эта общая часть раздела оканчивается перечнем задач, которые должны быть проведены в войсках по линии политической подготовки, по линии политического воспитания наших войск. В частности, здесь говорится из области, касающейся непосредственно боевой подготовки, о том, что политрук должен непосредственно руководить занятиями с красноармейцами на политзанятиях, если в роте или эскадроне и батарее не больше трех групп. Если больше трех групп, то должны привлекаться командиры полубатарейные, полуротные и т.д.
Затем также утрясен вопрос учебных программ в отношении часового распределения командирских занятий и в отношении тактической, политической и общеобразовательной подготовки. На общеобразовательную подготовку мы оставили 80 часов, и, кроме того, указали на организацию подготовки по общеобразовательным предметам на вечерних занятиях в клубе и на дому.
Таково в кратких словах содержание этого первого основного документа, дающего отправные директивные указания для всех наших основных видов Вооруженных сил и по политическому их воспитанию.
Затем, Комиссия под моим председательством разработала вопрос организации учебного времени в войсках, вопрос о командирской подготовке, подготовке младшего командира, о подготовке в военно-учебных заведениях, о подготовке командиров запаса, о подготовке в войсковых соединениях, начиная с батальона и роты.
Затем, по вопросам тыла. Все эти вопросы детально разработаны и по тактическим заданиям, которые стоят перед нами на сегодняшний день и с точки зрения организации этого дела для наиболее продуктивной работы.
Прежде всего мы просмотрели годичные программы, которые у нас имеются, и установили отправную ориентировочную программу по кадровым войскам и территориальным как для подготовки рядового бойца, так и для подготовки нашего отделенного командира. Здесь, в частности, много таких больных мест и особенно в территориальных войсках, потому что в кадровых войсках 11-месячная подготовка, а в территориальных войсках всего 5—6-месячная. Поэтому мы ставим вопрос о том, чтобы установить стандартное обучение в течение 11 месяцев, но тех призывников, которые прибывали в полковые школы, их заранее отбирать и призывать за 3-4 месяца. Тогда мы сможем выпускать наших отделенных командиров к летнему периоду с достаточной подготовкой.
Затем, как об этом уже указывалось, очень существенный вопрос о том, чтобы наши полковые школы в территориальных войсках не занимались бы несением караулов. Сейчас разрешено призывать на караулы призывников-переменников, и на это командный состав имеет по сорок человек. Мы тут подсчитали и просим дать 55 человек вместо 40. Материально это дело не так накладно, территориальных дивизий не так много, но зато мы сможем по-настоящему поставить подготовку в дивизиях.
По командирской подготовке — здесь рассчитано 350 учебных часов на командира, из которых 60 часов на марксистско-ленинскую подготовку и 80 часов на общеобразовательные предметы. В остальном основной упор делаем на изучение своего рода войск и тактические занятия, широко практикуя выход в поле.
В территориальных войсках командирские занятия должны быть больше, до 650 часов, из них на марксистско-ленинскую подготовку 80 часов и не менее 250 часов на специальную тактическую подготовку.
Ворошилов. Каков средний рабочий день на командира?
Тухачевский. Мы не просматривали. Я думаю, что за это дело надо браться. Дело в том, что 10-часового рабочего дня не существует, потому что время командира действительно разбито. Мы полагаем, что после окончания ежедневных занятий командир 3 раза в неделю должен быть освобожден от того, чтобы его назначали по вечерам. Тогда он будет иметь достаточно времени на свою собственную подготовку. Я полагаю, что это даст командиру очень существенную разгрузку без всякого пересмотра его учебного дня, потому что он освободится от подготовки к проведению политчаса и, кроме того, он 3 раза в неделю будет иметь свободный вечер, когда сможет работать сам над собой.
По командирам запаса вносим предложение ограничить 40 000-й подготовкой в год, кроме того, во всех центрах обучения вести подготовку круглый год.
И здесь такое предложение мы вносим. «Начальнику Обозно-вещевого управления в 1937 году подготовить 40 тысяч комплектов... (читает).
Ворошилов. Тут нужно внести маленькую поправку: Возбудить вопрос перед правительством о разрешении нам заготовлять,
Тухачевский. Значит, из приказа изъять и подготовить, как вопрос по подготовке.
Вопросы общевойсковых частей: «Подготовляется в год в кадровых войсках... (читает)».
Артиллерийские дивизии[2] должны на тактических действиях участвовать совместно. Что касается стрельб частями, то здесь 8 тактических учений со стрельбами: 2 отделенные, 2 взводные, 2 ротных.
Многие командующие войсками категорически настаивали, чтобы включить, как правило, полковые стрельбы, но благодаря тому, что мы к этому неготовы, мы ограничились указанным количеством стрельб.
По винтпатронам незначительный расход, потому что было принято сократить число подготовительных упражнений; здесь мы будем иметь некоторую экономию. Но в артиллерии, как в полевой, так и танковой, расход снарядов придется увеличить.
Ворошилов. Нужно согласовать с количеством поступающих снарядов.
Тухачевский. Докладываю, Климент Ефремович, что в прошлом году самым узким местом было то, что было подсчитано на 209 тыс. снарядов, отпущено только 70 тысяч снарядов; остальные недопоступили благодаря тому, что промышленность не подала 45-мм снарядов. В этом году она по танковым снарядам в полтора раза перевыполнила свою программу.
Ворошилов. Эти снаряды нам как раз нужны.
Тухачевский. По артиллерии полевой за счет использования шрапнелей устаревших и со старыми взрывателями мы могли бы это дело поднять.
Точно также рассмотрен вопрос об организации танковых частей по количеству отводимых часов и по числу учений.
Кроме того, оставили резерв времени; до настоящего времени резерв времени мы имели только в политической подготовке. Я думаю, что, благодаря этому расчету времени, мы сможем усилить первичную подготовку, подготовку частей очень значительно в пределах того же общего времени; затем провести по 2—3 общевойсковых учений полковых и 2—3 общевойсковых учений дивизионных.
По механизированным соединениям обращаем внимание на использование пулеметно-танковых частей по работе их по обеспечению всего необходимого при атаках. По коннице тоже указываем на то, чего надо достигнуть — умения атаковать в менее сгущенных порядках.
Далее делаем упор на взаимодействие авиации и изучение инструкции по самостоятельным действиям войск, по постановке задач авиации, которые давали бы возможность несомненно лучше разрешить эту задачу, производить разведку и т.д.
Точно также поставили целый ряд задач по упорядочению авиационной практики и ряд задач по специальным войскам. Улучшить пользование своей техникой, подтянуть пользование светосигнальными средствами, тактическую подготовку командиров-связистов и проч. В частности, здесь внесено предложение дать командирам батальонов, танков и рот дуплексные станции для работы на дальние расстояния и ультракоротковолновые станции для работы на ближнее расстояние. Это мы будем оборудовать одновременно в одном танке и те грехи, которые зависели от технической части, будут таким образом несомненно устранены. Но к началу летнего учебного сезона вряд ли мы сможем это дать, так что придется специально поставить об этом вопрос. Ультракоротковолновые только начинают поступать, но т.к. их требуется гораздо большее число, то, конечно, частично можно будет дать в течение 1937 года.
Затем по вопросам организации тыла даются указания, как поставить эту работу путем поднятия во всех округах работы тыловых учреждений дивизий. Генеральным штабом эти наметки уже даны и соответствующие указания по этому поводу сделаны.
Даются указания, как организовать санитарную службу во время боя и нажим опять-таки делается на защиту наших тылов в противотанковом и противовоздушном отношении.
По химической работе в прошлом году в моем приказе № 0103 дано было от 6 до 10 часов тренировки в противогазе. Сейчас мы оставили эту последнюю цифру — 10. Мы здесь подошли очень осторожно и решили, что 10 часов хватит вполне.
По Осоавиахиму дается указание о повышении квалификации командирских кадров и о подтягивании этой работы там, где она слабее всего.
Затем указание насчет срока Полевого устава не позже 20 ноября.
Ворошилов. Ни в коем случае нельзя переносить ни один устав на 1937 г. Все уставы должны быть в декабре месяце.
Голоса с мест. Правильно.
Тухачевский. Мы это так и записали.
И, наконец, последнее указание, которое здесь дается, это — что до 1 января мы обязуем начальника Управления боевой подготовки сообщить войскам весь расчет бюджета и нормы расходов и пр. Я пробовал раньше записать срок, но так как это зависит от бюджета, который нам утвердят, действительно, трудно это здесь сообщить.
Кратко я докладываю об общей части и о подготовке Сухопутных войск. Я прошу начальников Боевой подготовки и Морских сил, чтобы они это дело коротко доложили.
Я предложил бы следующее. Мы этот вопрос сегодня здесь днем на комиссии рассматривали, причем на комиссии участвовала большая часть пленума, и это нами было принято с тем, чтобы доложить вам, чтобы мы могли принять это дело за основу. Очевидно, вы сами будете это редактировать и используете ваших подчиненных и аппарат, чтобы уточнить, привести в порядок и пр. Так сказать, навести лоск.
Ворошилов. Нет возражений принять за основу и потом уже отредактировать? Нет.
Я думаю, что можно было бы таким образом поступить, предложить Михаилу Николаевичу, начальнику Генерального штаба, начальнику боевой подготовки, т. Осепяну и т. Алкснису по своим войскам еще один раз хорошенько, после того, как мы с Михаилом Николаевичем[3] посмотрим, — окончательно передать на просмотр.
Дыбенко. Хорошо бы не позднее 5 числа получить приказы, иначе планировать нельзя.
Ворошилов. Раньше вряд ли можно будет, но, может быть, на день — два раньше.
Будем ли мы заслушивать еще сообщения?
Голоса. Нет.
Тогда разрешите мне сказать несколько слов.
РГВА. Ф. 4. Оп. 18. Д. 53. Л. 693- 704.
[1] Так в тексте. Видимо идет речь о подготовке авиадесантов.
[2] Так в документе, очевидно девизионы.
[3] Тухачевский.