Записка Н.И. Ежова И.В. Сталину о Я.К. Берзине с приложением письма Н.Н. Сидориной. 5 июля 1937 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1937.07.05
Метки: 
Источник: 
Лубянка. Сталин и Главное управление госбезопасности НКВД. Архив Сталина. Документы высших органов партийной и государственной власти. 1937—1938. — М.: МФД, 2004, стр. 236-237.
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 24. Д. 313. Л. 67—69. Подлинник. Машинопись.

5 июля 1937 г.

№ 58285

Совершенно секретно

Т. СТАЛИНУ

Направляю копию заявления Н. СИДОРИНОЙ о т. БЕРЗИНЕ.[1]

Народный комиссар внутренних дел СССР

Генеральный комиссар государственной безопасности ЕЖОВ

НАРКОМВНУДЕЛ тов. ЕЖОВУ

Для дальнейших выяснений троцкистских связей я считаю нужным сделать Вам тов. Народный комиссар следующие сообщения:

1. До высылки Л. ТРОЦКОГО им лично было сказано тов. Я.К. БЕРЗИНУ, быв. начальнику IV Управления штаба РККА о том, что последний в любой момент может полагаться на совместную работу с ним, ТРОЦКИМ, если он (тов. БЕРЗИН) либо уйдет со своего теперешнего места работы (IV Управление).

Мне кажется, что ТРОЦКИЙ таким образом считал т. БЕРЗИНА тогда своим человеком.

2. Меня удивило в домашней библиотеке т. БЕРЗИНА большое количество всегда новейших белогвардейских книг на русском и немецком языках разных авторов, в том числе белая книга о тов. СТАЛИНЕ и некоторые книги ТРОЦКОГО, изданные за границей, которые т. БЕРЗИН дал почитать разным своим товарищам.

Эти книги имелись в домашней библиотеке до нового назначения тов. БЕРЗИНА в хабаровский штаб ОКДВА. Ликвидировал ли т. БЕРЗИН часть его домашней библиотеки мне неизвестно.

3. Я хочу Вам еще сообщить о большой халатности т. БЕРЗИНА в отношении хранения чрезвычайно секретных бумаг, хотя это было и только черновики. Среди письменных бумаг, разных альбомов для рисования и школьных учебников лежал в открытом ящике его 15-летнего сына план работы IV Управления и список работников за границей, написанный чернилами и адресованный тов. УРИЦКОМУ. Я, убирая этот ящик разобрала только две надписи и в испуге от такого халатного хранения складывала всю пачку в конверт, чтобы передать его лично тов. БЕРЗИНУ при его возвращении домой.

Этот факт, что я нашла там сведения в таком месте, на тов. БЕРЗИНА никакого впечатления не произвел, и он даже меня не спрашивал о том, читала ли я это, может быть в уверенности, что я не разбираю русский почерк.

4. Тов. БЕРЗИН был долголетней дружбой тесно связан с ЭЙДЕМАНОМ.

Н.Н. СИДОРИНА



[1] На первом листе имеется рукописная помета Сталина: «Надо Берзина перевести на строевую службу».