Из письма И.М. Варейкиса И.В. Сталину. 27 июня 1937 г.
27 июня 1937 г.
Тов. Сталин!
Я весьма признателен Вам, что переслали мне заявление[1] небезызвестного для меня МАЛИНОВА, оказавшегося шпионом. В этом заявлении имеются такие «намеки», с позволения сказать, которые я не могу спокойно терпеть одного часу, поэтому решил для категорического опровержения привести следующие доводы:
Во-первых. Я с презрением отбрасываю его намек, что, будто бы давая однажды блестящую оценку тов. СТАЛИНУ, я в то же время сказал, что «с ним трудно работать», так как он «тяжелый человек» и т.п. Чепуха несусветная из той же категории клеветы, с какой подвизался на нашем Пленуме господин КАМИНСКИЙ.
Да, Вам, да и всем достаточно известны мои отношения и партийно-политические и личные к Вам, т. СТАЛИН, к покойному КИРОВУ, к т.т. ВОРОШИЛОВУ, КАГАНОВИЧУ, МОЛОТОВУ и другим, что даже не только излишне, но и просто нелепо тратить время на опровержение грязных Малиновских намеков на сей счет.
Во-вторых. Столь же надуманным и ложным являются его заключения, что в связи с назначением в Сталинград я ему «жаловался», что «меня недооценивают». Чепуха! Он же сам, сволочь, вынужден писать: «Варейкис считал делом чести свое назначение в Сталинград и большим доверием со стороны ЦК».
В-третьих. Чтобы выглядела эта клевета посолиднее, он ссылается на якобы дополнительный факт, будто бы видел меня в «Национале» и говорил перед отъездом в ДВК.
В «Национале» он у меня при отъезде на ДВК не был. Я его не видел. Странно как сей субъект мог «уловить» мое недовольство назначением на ДВК, когда я его даже не видел, а не то что даже разговаривать с ним?
Прочие перечисленные им люди верные и преданные большевики всегда честно боролись за ЦК, за нашу линию против врагов. Я мог бы в несколько раз увеличить список людей, работавших долгие годы со мной в ЦЧО и других организациях.
В заключение о МАЛИНОВЕ. Его я узнал в ЦЧО. На меня он производил впечатление человека способного, растущего, но карьериста, «себе на уме» и хитрого.
Он очень был обижен, что я выдвинул вторым секретарем т. ИВАНОВА, а не его. Речь идет о втором секретаре ЦЧО. В его работе как секретаря проглядывалась иногда некая развязанность к законам. Чтобы он был заговорщиком, шпионом, я никогда этого не мог подумать, откровенно, я прямо таки ахнул, когда узнал, что ШЕБОЛДАЕВ и он (МАЛИНОВ) оказались в лагере троцкистских шпионов.
Насчет того, как я всегда боролся и веду теперь борьбу с вредителями всех мастей или писать о своей политической линии, большевистской совести мне нет надобности. Это яснее ясного дня. Привет.[2]
И. ВАРЕЙКИС
[1] См. предыдущий документ: /node/31314
[2] На отдельном листе имеются: сопроводительная ЦК ВКП(б): «Членам и кандидатам ПБ. Т.т. Андрееву, Ворошилову, Жданову, Кагановичу, Калинину, Косиору Ст., Микояну, Молотову, Петровскому, Постышеву, Чубарю, Эйхе. Тов. Ежову. По поручению т. Сталина посылается вам для сведения: 1) Записка тов. Сталина т. Варейкису и показания троцкиста Малинова от 20.VI.1937 г.. 2) Записка т. Варейкиса от 27.VI.37 г.»; (Там же. Л. 81—82). На заявлении Малинова рукописная помета: «Т. Варейкис! Не желаете ли ознакомиться с показанием небезызвестного Малинова? Привет. И. Сталин».