Справка главного управления пограничной охраны и войск ОГПУ об участии отряда дивизии особого назначения в ликвидации массового выступления выселенных в Северный край кулаков. 24 марта 1930 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.03.24
Метки: 
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 2. ноябрь 1929 — декабрь 1930. Москва РОССПЭН 2000. Стр. 334-335.
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 8. Д. 504. Л. 187—188. Подлинник.

 

№ 132

Справка Главного управления пограничной охраны109 и войск ОГПУ об участии отряда дивизии особого назначения в ликвидации массового выступления выселенных в Северный край кулаков

Совершенно секретно.

№ 465426 г. Москва

19 марта в 8 час. из находящегося в 5 км. от г. Котласа лагеря должна была отправиться на участки постоянного местожительства партия переселенцев-кулаков, числом около 1,5 тыс. чел.

Под влиянием проведенной контрреволюционной агитации партия отказалась следовать к месту поселения и, выйдя на улицу, стала митинговать и набатом созывать весь лагерь, насчитывающий до 7 тыс. чел.

Одновременно с этим указанная партия кулаков пыталась разоружить сотрудников ОГПУ.

В 9 час. по тревоге в лагерь был вызван Котласский отряд дивизии ОСНАЗ, который двинулся к месту волнения на лыжах.

В момент прибытия отряда толпа численностью около 2 тыс. чел. митинговала в крайне возбужденном состоянии, не давая выступать представителям партийных и советских органов и крича со свистом: «Долой, уходи», «Долой Советскую власть, даешь поляков», «Отправляй обратно», «Долой насильников».

Возбуждение толпы выросло до того, что представители местной власти и сотрудники ОГПУ вынуждены были скрыться в здании комендатуры лагеря.

Толпа начала осаждать комендатуру с криком: «Даешь их сюда».

Начальником прибывшего в лагерь отряда дивизии ОСНАЗ т. Алексеевым толпе приказано было разойтись по баракам, и одновременно с этим был с трех сторон двинут отряд, отрезая толпу от нейтральной части лагеря.

Появление отряда для толпы было неожиданно. Толпа, прекратив осаду комендатуры, разбилась на три группы — первая группа, которая сбежала с работы, быстро возвратилась обратно, две же остальные с руганью медленно начали отходить в бараки и через 15 — 20 мин. разошлись по баракам.

При разгоне толпы были попытки вырвать у красноармейцев винтовки и «наганы».

После ликвидации толпы лагерь был объявлен на осадном положении, и ко всем баракам выставлены часовые.

Отряд был оставлен в лагере для изъятия главарей.

Отправка трудоспособных кулаков на место расселения и изъятие зачинщиков в этот день не были закончены, в связи с чем отряд остался в лагере на ночь.

В 24 часа 19 марта с. г. были услышаны в г. Котласе тревожные сигналы, и одновременно с этим по телефону было сообщено начальнику отряда о том, что в Котласе горит помещение отряда, охрана которого состояла из двух отделкомов и шести красноармейцев.

При занимаемом отрядом бараке находилась камера предварительного заключения, где сидели накануне взятые 5 главарей, подготовлявшие выступление.

Помещение отряда настолько быстро было охвачено огнем (барак сухой), что спасти, за исключением оружия и части патронов и гранат, ничего не удалось.

Операция в лагере была закончена в 12 час. 30 мин. 20 марта и, по отзывам начальника окротдела ОГПУ и секретаря крайкома, проведена дивизионом блестяще.

Политико-моральное состояние отряда до операции, во время операции и после вполне здоровое и устойчивое.

За время операции бойцы показали чекистскую выдержанность и твердость.

При пожаре сгорела часть обмундирования, снаряжения, боеприпасов и казарменное оборудование, а также секретная переписка начальника отряда.

Вопросы расквартирования и питания после пожара разрешены при активном содействии общественных организаций Котласа удовлетворительно.

Взамен сгоревшего управлением дивизии срочно отправляется обмундирование, снаряжение и огнеприпасы.

Начальник Главного управления пограничной охраны и войск ОГПУ Воронцов

109 Охрана границы в начале 1920-х годов оказалась в ведении двух ведомств — военного и ВЧК, что вызывало большие сложности в управлении, организации взаимодействия, контроля за службой. В связи с этим 27 сентября 1922 г. СТО принял решение передать охрану границы в ведение ГПУ, «для чего создать Отдельный пограничный корпус войск ГПУ общей численностью в 50 тыс. стрелков, из которых одна шестая должна быть конными». При этом служба на границе осуществлялась раздельно органами и войсками ГПУ, что было устранено в 1924 г., когда на основе приказа ОГПУ органы и войска ОГПУ были объединены.

Главное управление погранохраны и войск ОГПУ (ГУПО и ВОГУПО) было образовано приказом ОГПУ от 6 ноября 1926 г. на базе Отдела пограничной охраны и Главной инспекции войск (в велении Инспекции находились части ОГПУ и части пограничной охраны).