Постановление бюро Барабинского окружкома и президиума контрольной комиссии ВКП(б) о причинах повстанческого движения в Муромцевском районе Сибирского края. 16 марта 1930 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1930.03.16
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 2. ноябрь 1929 — декабрь 1930. Москва РОССПЭН 2000. Стр. 308-309.
Архив: 
ГАНО. Ф. 2-П. Оп. 2. Д. 4152. Л. 797-799. Копия.

 

№ 121

Бюро окружкома и президиум КК, обсудив предварительные выводы комиссии окружкома, командированной 2 марта для расследования причин, вызвавших повстанческое движение в ряде селений Муромцевского района, отмечают:

1. Муромцевская районная парторганизация в своей практической работе с очередными задачами партии по работе в деревне не справилась, она не сумела развернуть работу среди бедноты и батрачества, в результате чего парторганизация оказалась оторванной от батрацко-бедняцких масс. Неорганизованная беднота и батрачество не могли повести за собой середняка, последний оказался в тесном союзе с кулаком и вместе с ним подчинили своему влиянию значительную часть бедноты и батрачества. Партийное руководство оказалось настолько неспособным, что не смогло дать правильную оценку политического состояния района, не сумело вскрыть действительного политического лица деревни, не заметило классового врага — кулака, который возглавлял бедняцко-середняцкий союз. Партийное руководство подходило делячески, формально к массовой работе с беднотой и батрачеством, оно ограничилось учетом количественных показателей, отражающих массовую работу с беднотой, не анализируя с политической стороны качество этой работы, допустило грубейшую политическую ошибку, ориентировало организацию и окружной комитет партии на мнимое благополучие с политической стороны в районе.

2. В деле коллективизации и ликвидации кулачества как класса допущены грубейшие извращения политики партии, не были достаточно подготовлены партийные ячейки, районный и сельский актив к наступлению на кулака, не имея основной опоры в деревне — батрацко-бедняцкой массы; районные уполномоченные в ряде случаев игнорировали партячейки, не обсуждали вопросов выявления кулачества, не привлекли к этому и бедноту. Вместо тщательного отбора кулачества при отнесении их к группам районная тройка отнеслась формально к этому вопросу, она передоверила свои полномочия районным уполномоченным, предоставила им право окончательного утверждения кулацких хозяйств, подлежащих экспроприации. Ликвидация кулачества проводилась независимо от коллективизации, кулаков выселяли и из тех селений, где население не коллективизировано.

3. Коллективизация в районе в ряде случаев и особенно в тех селениях, которые оказались охваченными повстанческим движением, осуществлялась в порядке командования, голого администрирования, местами доходивших до контрреволюционных действий, — те, кто не желал входить в колхоз, объявлялись врагами Советской власти, некоторые уполномоченные района заявляли: «Кто не хочет входить в колхоз, тот поедет за[одно] с кулаками». Такая агитация вконец подорвала авторитет районных работников и вызвала открытое возмущение и ненависть населения не только к работникам, но и к Советской власти. В с. Рязаны (одно из активных повстанческих движений) за выступление против коллективизации было арестовано 7 бедняков. Районный комитет знал о наличии перегибов и никаких решительных мер против контрреволюционных действий уполномоченных не принял, не поставил об этом в известность и окружной комитет. Уполномоченные окружкома Горбунов и Батурин, проводившие в Муромцево совещание по вопросам коллективизации и ликвидации кулака, не сумели предотвратить искривление линии партии, не приняли необходимых мер для исправления допущенных перегибов.

4. Парторганизация знала, что кулачество, учитывая сложившуюся обстановку, зная о политике партии, направленной на решительное выкорчевывание корней капитализма, прибегло к испытанному средству — к подкупу бедноты, батраков, раздавая бедноте, батрачеству свое имущество, кулак агитировал против Советской власти. Райком не сумел противопоставить кулацкой агитации массовую работу, не смог организовать бедноту, батрачество, не разъяснили им кулацкого маневра, не дали надлежащего отпора классовому врагу.

5. При явном контрреволюционном выступлении кулачества, вместо решительного действия со стороны районных организаций, последние растерялись, в панике выехали из районного центра, оставив без всякой охраны районные учреждения и не предупредив о своем «отступлении» часть актива и колхозников. Такое действие районных организаций нельзя иначе назвать как позорной трусостью, как панической капитуляцией перед классовым врагом.

Констатируя эти тяжелые преступления перед партией, допущенные районными организациями, бюро райкома и президиумом рика — бюро окружкома и президиум КК постановляют:

1. Бюро Муромцевского районного комитета ВКП(б) распустить, предложить члену бюро окружкома т. Шишурину срочно созвать районное партсобрание, на котором доложить о положении Муромцевской организации.

2. Президиум райисполкома распустить, предложить фракции окрисполкома оформить в советском порядке и разрешить вопрос о проведении перевыборной кампании советов во всем районе.

3. Предложить комиссии окружкома, работающей в Муромцевском районе выявить виновность персонально работников как настоящего, так и прошлого руководства, допустивших искривление политики партии на предмет привлечения к партийной и судебной ответственности, передать все материалы в окрКК. Всю работу комиссии закончить к 1 апреля. На объединенном заседании окружкома и окрКК заслушать подробный доклад комиссии.

4. Принять к сведению сообщение т. Малышева, что секретарь Муромцевского райкома ВКП(б) т. Пономарев и зав. агитпропотдела райкома т. Игнатенок работают в Муромцевской парторганизации с 5 февраля.

5. Предложить оргинструктотделу срочно подобрать кандидатуру на пост секретаря Муромцевского райкома и ряд партработников для руководящей работы. Распредотделу подобрать кандидатуру на пост председателя райисполкома и ряд работников для руководящей советской работы.

6. Поручить окрпрокурору срочно привлечь к строжайшей судебной ответственности тех работников из районного и сельского актива, которые допустили грубейшие перегибы при проведении коллективизации и раскулачивания. Провести на месте ряд показательных судебных процессов.

7. Поручить т. Малышеву, Важнову и Барташевичу написать политическое закрытое письмо всем райкомам об уроках Муромцевского дела.