Циркуляр НКЮста РСФСР всем краевым и областным прокурорам и НКЮ автономных республик о мероприятиях по подавлению сопротивления кулачества. 3 февраля 1930 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1930.02.03
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 2. ноябрь 1929 — декабрь 1930. Москва РОССПЭН 2000. Стр.171-173.
Архив: 
ГАРФ Ф. 353. Оп. 16. Д. 9. Л. 12—13 об. Подлинник.

 

№ 73

Совершенно секретно.

Лично.

№ 3 с

В целях решительного подавления всяких попыток контрреволюционного противодействия и сопротивления со стороны кулаков мероприятиям, проводимым органами власти в деле развития колхозного строительства, а также в целях подрыва влияния кулачества на отдельные прослойки бедняцко-середняцкого крестьянства, должны быть приняты следующие меры:

1. Немедленно ликвидировать контрреволюционный кулацкий актив, применяя к нему заключение в концлагеря, а против организаторов террористических актов, вдохновителей контрреволюционных выступлений и повстанческих организаций — не останавливаясь перед применением высшей меры репрессии с конфискацией во всех случаях всего имущества.

2. Ко второй категории должны быть отнесены остальные элементы кулацкого актива, не вошедшие в первую, особенно из наиболее богатых кулаков и полу помещиков. Эта группа подлежит высылке в отдаленные местности СССР или в отдаленные районы того же края с конфискацией имущества.

3. Третья категория кулаков, не вошедших в две первые, подлежат расселению в пределах того же района на новых отводимых им участках земли за пределами колхозных хозяйств с конфискацией имущества.

4. Второй и третьей категории кулацких хозяйств при конфискации имущества должны быть оставлены лишь самые необходимые предметы домашнего обихода, простейшие средства производства, в соответствии с характером их работы на новом месте, и минимум продовольственных запасов, необходимых на первое время. Нормы оставления устанавливаются крайисполкомами.

5. Выселению и конфискации имущества не подлежат семьи красноармейцев и командного состава РККА. Причем прокуратуре надлежит выяснить в таких случаях правильность приема в Красную Армию, сносясь по этому поводу с соответственными воинскими частями. Кроме того, должен быть проявлен особо осторожный подход в отношении кулацких хозяйств, члены семей которых длительное время работают на фабриках и заводах, с выяснением их положения не только в деревне, но и через фабрично-заводские организации.

Методы и порядок проведения указанных мероприятий

1. Указанные мероприятия должны проводиться в районах сплошной коллективизации и находиться в органической связи с действительно массовым колхозным движением бедноты и середнячества; в остальных же местностях лишь по мере действительного массового развертывания коллективизации. Решениям о выселении кулаков и о конфискации их имущества должны предшествовать постановления общих собраний членов колхозов, собраний батрачества и бедноты, что обязывает местные органы к максимальному развертыванию инициативы и активности широких колхозных и батрацко-бедняцких масс.

2. Мероприятия против первой категории кулаков проводятся через ПП ОГПУ на основании передоверия им прав Особого совещания67 со стороны ОГПУ, при участии представителя крайкома и краевого прокурора. Права краевого прокурора, в тех случаях, когда на месте не будет представителя прокуратуры Республики, приравниваются к правам прокуратуры Республики в соответствии с существующими законоположениями. Право протеста должно быть использовано крайне осторожно и главным образом для ограждения интересов бедняцко-середняцкой части крестьянства.

3. Семьи высылаемых и заключаемых в концлагеря могут при их желании и согласии местных органов власти остаться временно или постоянно в прежнем районе.

4. Списки кулаков, выселяемых по второй категории, устанавливаются риками в соответствии с решениями батрацко-бедняцких собраний и собраний колхозников и утверждаются окрисполкомами.

Примечание: При наличии и опасности активного сопротивления или массового самовольного ухода для организации противодействия указанным мероприятиям допускается изоляция глав кулацких хозяйств и отдельных взрослых членов его и в отношении второй категории.

5. Порядок расселения кулацких хозяйств (третья категория) устанавливается окрисполкомами с отводом им новых участков вне колхозных полей, небольшими поселками, с возложением на них определенных производственных заданий по сельскому хозяйству и обязательством сдачи товарной продукции государственным и кооперативным органам. Управление поселками осуществляется специальными тройками или уполномоченными, назначенными рика-ми и утвержденными окриспо л комами.

О конфискации, распоряжении конфискованным имуществом

и о запрещении продажи кулаками своего имущества

1. Конфискация имущества у кулаков производится особо уполномоченными риков с обязательным участием сельсовета и представителей колхозов, батрацко-бедняцких групп и батрачкомов. При конфискации производится точная опись и оценка имущества с возложением на сельсоветы ответственности за полную сохранность его.

2. Конфискации подлежат жилые и хозяйственные постройки и предприятия, скот, орудия производства, с/х инвентарь, кормовые и семенные запасы и т. п.

3. Конфискуются наличные денежные суммы, за исключением не более 500 руб. на хозяйства, для выселяемых по второй категории. Сберкнижки и облигации госзаймов отбираются у кулаков всех трех категорий и направляются в соответствующие органы Наркомфина, о чем выдаются расписки их владельцам. В связи с этим кулацким хозяйствам в районах сплошной коллективизации воспрещается выдача взносов в сберкассы, а также выдача ссуд под залог облигаций.

4. Конфискуемые у кулаков средства производства и имущество передаются риками в колхозы в неделимый фонд их в качестве взносов бедняков и батраков; при наличии долгов на ликвидируемые кулацкие хозяйства государственным и кооперативным органам таковые погашаются полностью из конфискованного имущества.

Конфискуемые жилые кулацкие постройки используются на общественные нужды сельсоветов и колхозов и для общежитий вступающих в колхозы батраков, не имеющих собственного жилья.

5. Паи и вклады кулаков всех трех категорий в кооперативных объединениях передаются в фонд коллективизации бедноты и батрачества, а владельцы их исключаются из всех видов кооперации.

6. В связи с изданием секретного постановления СНК СССР о повсеместном запрещении свободного переселения кулаков и запрещения распродажи ими своего имущества и инвентаря под угрозой конфискации и других репрессивных мер1*, наблюсти за недопущением нарушения указанного постановления.

Срок проведения мероприятий в отношении первых двух категорий кулаков устанавливается четырехмесячный, начиная с февраля с. г. Мероприятия эти должны быть проведены максимально организованно, не допуская никаких самовольных изъятий и дележа имущества на нужды отдельных лиц или учреждений, кроме указанных в настоящем циркуляре.

Прокуратуре надлежит принять свое активное участие в проведении указанных мероприятий во всех их стадиях, для чего на эту работу должна быть брошена значительная часть прокурорского и следственного состава.

О ходе работы систематически информировать прокуратуру Республики каждую декаду, начиная с 20 февраля.

Народный комиссар юстиции Янсон

1* См. док. № 67.

67 Особое совещание. В связи с созданием ОГПУ при СНК СССР 28 марта 1924 г. ЦИК СССР утвердил «Положение о правах ОГПУ в части административных высылок, ссылок и заключения в концентрационный лагерь». Вынесение постановлений об этих мерах возлагалось на Особое совещание при ОГПУ в составе трех членов коллегии ОГПУ с обязательным участием прокурорского надзора.

В компетенцию Особого совещания при ОГПУ входило рассмотрение дел о контрреволюционных преступлениях, шпионаже, контрабанде, фальшивомонетничестве и валютных операциях, а также дел по бандитизму, о тунеядстве, торговле наркотиками и спиртом, содержании притонов, о спекуляции на черной бирже и другим особо опасным уголовным преступлениям.

В конце 20-х годов на Особом совещании при ОГПУ слушались законченные следствием дела, предварительно рассмотренные на заседании «троек», которые были образованы циркулярами ОГПУ в 1929 и 1931 гг. В состав «троек» входили руководители оперативных управлений — отделов ОГПУ и Постоянного представительства ОГПУ в Московском военном округе, рассматривавшие дела, представляемые центральным аппаратом, а в отдельных случаях и местными органами.

С образованием НКВД СССР 10 июля 1934 г. ОГПУ было ликвидировано и его оперативные подразделения вошли в Главное управление госбезопасности нового наркомата. В составе НКВД СССР Особое совещание было сохранено и действовало при наркоме внутренних дел. Его права были урезаны, так как оно имело право выполнить приговоры о заключении в ИТЛ, ссылке и высылке до 5 лет или высылке за пределы СССР в отношении лиц, «признаваемых общественно-опасными», В Особое совещание при наркоме входили его заместители, уполномоченный НКВД СССР по РСФСР, начальник Главного управления рабоче-крестьянской милиции и нарком внутренних дел союзной республики, на территории которой возникло уголовное дело. В заседаниях предусматривалось обязательное участие прокурора Союза или его заместителя.

В ноябре 1938 г. «тройки» и «двойки» были ликвидированы, но как внесудебный орган Особое совещание сохранялось без изменения функций. Оно продолжало существовать при МГБ и МВД СССР и было упразднено по Указу Президиума Верховного Совета СССР 1 сентября 1953 г.