Письмо крестьянина Е.Д.Борозенца в редакцию «Крестьянской газеты» о перегибах в ходе коллективизации в Славгородском округе Сибирского края. 27 января 1930 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.01.21
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 2. ноябрь 1929 — декабрь 1930. Москва РОССПЭН 2000. Стр.142-143.
Архив: 
ГАНО. Ф. 1027. Оп. 8. Д. 7. Л. 148. Заверенная копия.

 

№ 59

Письмо крестьянина Е.Д.Борозенца в редакцию «Крестьянской газеты» о перегибах в ходе коллективизации в Славгородском округе Сибирского края1*

Прошу поместить мое письмо на страницах вашей газеты и сообщить ЦИК.

Долой гнет и насилие, так сказал наш вождь революции, но между тем слова нашего дорогого вождя т. Ленина Владимира Ильича топчут и уже потоптали под ногами и это не секрет для всего трудового народа потому, что гнет и насилие приняли за самый верный способ для угнетения крестьян. А именно что: это то, что в настоящее время проводится под тяжким гнетом насилия всеобщая коллективизация нашего округа. Наблюдаю всю эту картину и не могу понять, отчего это происходит, впрочем помню слова Милюкова, бывшего раньше в Государственной Думе, каковой сказал так: не бойтесь, господа, революцию подавит костлявая рука голода57, мне думается, что это к тому и идет, или же наша центральная власть совершенно не знает, что делается здесь, в нашей Сибири, в Славгородском окр.

Уважаемый редактор, чтобы Вы не подумали, что я кулак или какой-либо противник Советской власти, то я перво опишу — кто я такой: я крестьянин, в настоящее время бедняк, имею свою избу, лошадь и корову. Производил посев в 1929 г. 6 десятин, семейное положение 5 душ, до империалистической войны с детства жил в батраках и после того, но в 1919 г. пошел партизаном против Колчака на своей лошади и прослужил год, сначала партизанил, а потом влился в регулярные войска и только по болезни своей уволился со службы в 1920 году, 27 августа. Все эти годы жил крайне нищенски и любил свою власть Советов. Но в настоящее время разочаровался и власть мне стает2* постылая, а именно чем — ввиду насилия коллективизации я было хотел вступить членом в коммуну «Юный строитель», которая граничит с нами, но жена и дети заявили, что я должен с ними расстаться навсегда. Тогда я задумался, что делать: или расставаться с женой и детьми и идти в коммуну или брать пику, ту, что с ней я партизанил, и идти добывать себе хлеба, потому что семейство кормить я не могу своим скудным хозяйством, да и заработать негде, всех тех хозяев, где можно было заработать, некоторых признали за кулаков и продали, а самих посадили в тюрьму, все остальные, у кого есть деньги на билет, уезжают кто куда попало, а у меня всего средств на 70 руб., то есть на мое семейство 15 руб. на душу, на эти средства далеко не уедешь, поэтому я решил спросить редакцию нашей «Крестьянской газеты» дать мне немедленно ответ — кто правит в настоящее время нашим государством, я со своей стороны думаю, что под флагом Советской власти управляют все бывшие капиталисты, то есть волки в овечьей шкуре, так говорят у нас умные люди и бегут от них, все бывшие партизаны куют пики и идут в леса, а я решил спросить совета у редактора, чтобы дал мне совет: или идти в коммуну и гнуть там век привычную спину, да боюсь, что со временем там применят панскую нагайку и будут пороть ею нас, или лучше умереть сразу, или взять пику и ехать искать правды и хлеба.

Гражданин пос. Успенка Чернокурьинского района Славгородского окр. Сибирского краяБорозенец Е.Д.

Жду ответа.

 

1* Письмо является приложением № 2 к оперсводке № 66 учетно-осведомительного отдела ПП ОГПУ по Сибирскому краю.

2* Так в тексте.

57 Автор письма ошибочно приписывает авторство этих слов П.Н.Милюкову. Выражение «о костлявой руке голода» принадлежало в действительности известному предпринимателю и общественному деятелю П.П.Рябушинскому. В речи 3 августа 1917 г. на втором Всероссийском торгово-промышленном съезде он, выражая недовольство предпринимателей экономической политикой Временного правительства (в том числе хлебной монополией) и предрекая финансово-экономический провал, сказал: «То, о чем я говорю, является неизбежным. Но, к сожалению, нужна костлявая рука голода и народной нищеты, чтобы она схватила за горло лжедрузей народа, членов разных комиссий и советов, чтобы они опомнились» (Политические деятели России. 1917: Биографический словарь. М., 1993. С. 282).