Справка Информационного отдела ОГПУ об административном произволе в связи со сплошной коллективизацией в ЦЧО. 5 января 1930 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.01.05
Метки: 
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 2. ноябрь 1929 — декабрь 1930. Москва РОССПЭН 2000. Стр. 99-100.
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2 ос. Оп. В. Д. 35. Л. 53—55. Подлинник.

 

№ 32

Не ранее 5 января 1930 г.1*

Наряду с целым рядом организационных недочетов, сопровождающих работы по сплошной коллективизации в ЦЧО, особого внимания заслуживают факты грубейших извращений, допускаемых посланными на места бригадами. Наиболее яркие факты в этом направлении имели место в Усманском окр. Прибывшая в Анненский район бригада в числе 11 чел. буквально терроризировала население: в Желаненском сельсовете, перед открытием собрания, посвященного вопросу коллективизации, руководитель бригады Татаринский (член ВКП) заявил: «Если кто много будет разговаривать, мы с ним считаться не будем, будь он в юбке или в штанах, будем вязать и отправлять, куда следует». Другой представитель бригады в том же селе на следующий день говорил перед собранием: «Еще никого не повязали, а то я привез человек на 20 веревки». Перед открытием собрания было арестовано 7 чел., собиравших подписи об освобождении группы арестованных. Запуганная бригадниками масса крестьянства не принимала участия в собраниях. Аналогично положение и в других селах Анненского района. В с. Березовке представитель рика, делая доклад о коллективизации, заявил: «Кто против Советской власти, тому мы найдем место в Соловках, а имущество поступит в колхоз». После доклада был поставлен на голосование вопрос: «Кто против колхоза?», в результате чего было «постановлено единогласно вступить в колхоз». На следующий день, когда возмущенные поведением представителя рика крестьяне протестовали, последний заявил: «Вы не дожидайтесь того, что мы намерены сделать с Нащекинским сельсоветом, там сильно упрямились; мы человек 150 — 200 повяжем, веревки у нас есть, а остальные войдут в колхоз единогласно».

Особенно грубые формы приняли издевательства в с. Мосоловка, Сабуровка и Первая Старая Тойда того же Анненского района. Здесь организационная работа по коллективизации началась с арестов. Для обоснования арестов создавались фиктивные акты о срыве собраний; акты подписывались под угрозой, причем арестовывались лица, совершенно не присутствовавшие на собраниях. После этого объявлялось: «Мы прибыли строить колхоз, кто против колхоза, тому дадим дорогу на Луну» и т.п. В результате большинство населения покидало собрания, а оставшееся меньшинство принимало «единогласно» решение о вхождении в колхоз. Вслед за этими постановлениями производились подворные обходы, описывалось имущество и предлагалось беспрекословно расписаться в том, что «вступили в колхоз». Нежелающих подписываться арестовывали и отправляли в сельсовет. Сами же организаторы устраивали пьянки с женами арестованных.

Итого в Анненском районе с 24 декабря 1929 г. по 5 января 1930 г. было арестовано 144 чел., из коих 80% бедняков и середняков. Эта цифра приходится на 16 сельсоветов из общего числа 25 в районе. Аресты производились группами. Так, в с. Садовом было арестовано сразу 35 чел., в их числе и женщины с грудными детьми. Все арестованные содержались без предъявления обвинения. Материалом обвинения и содержания под стражей служили акты, составленные бригадами.

Такими методами по району за 10 дней коллективизация возросла с 26% до 82,4%.

Наряду с приведенными и рядом других видов произвола и искривлений, общим для большинства районов является отсутствие сколько-нибудь исчерпывающей разъяснительной работы среди основных слоев крестьянства.

Благодаря грубым искривлениям, отсутствию организационной и массовой работы и усиленной агитации кулачества к концу 1929 г. в некоторых округах ЦЧО отмечен развал отдельных крупных колхозов. Колхоз «Гигант» Прохоровского района Белгородского окр., имевший площадь земли до 15 тыс. га, к настоящему времени имеет только 6 тыс. га. Около 70% членов колхоза выбыло, среди оставшихся наблюдаются тенденции к выходу. Сельскохозяйственная артель «Новый путь» Белгородского окр. имела 60 дворов, осталось — 18. Колхоз им. Ворошилова Белгородского окр. имел 218 дворов, осталось — 100 и т.д. Массовые выходы из колхозов и отказы от вступления наблюдаются по другим округам.

Помощник начальника ИНФО ОГПУ Запорожец2*

Начальник отделения Агаянц

1* Датируется по содержанию документа.

2* Подписи — факсимиле.