Справка Информационного отдела ОГПУ о массовой распродаже и убое скота по материалам на 15 декабря 1929 г. 22.12.1929 г.
№ 25
Справка Информационного отдела ОГПУ28 о массовой распродаже и убое скота по материалам на 15 декабря 1929 г.
22 декабря 1929 г.1*
Совершенно секретно.
Имеющиеся материалы по ряду районов (ЦЧО, СВК, НВК, СКК, ДВК, Западная обл., БССР и Татария) отмечают усилившуюся за последнее время распродажу и убой рабочего и продуктивного скота (лошадей, коров, свиней и овец), принимающие местами массовый характер. По Могилевскому окр. (БССР) в октябре было убито 2074 головы всех видов скота, а в ноябре — 3016 голов. Одним только Кожсиндикатом29 по этому же округу было скуплено и убито в октябре 130 лошадей, в ноябре — 509 и только за 4 дня декабря — 220 голов. Молживсоюзом в октябре убито 307 голов, в ноябре — 662, разными артелями в октябре — 37, в ноябре — 155, Белмясторгом — 863 и 1245 и т. д. В ст. Ново-Троицкой Армавирского окр. (СКК) одним только пунктом ЦРК в течение последних двух месяцев заготовлено до 8 тыс. овец и 866 крупного рогатого скота. По некоторым районам отмечены случаи привоза на скотобойни для убоя тельных коров, которым до растела осталось 2 — 3 недели, племенного скота и молодняка (БССР). По Могилевскому окр. за последние 3 недели со скотобойни передано молочному союзу до 40 шт. племенного скота, по ст. Изобильной Армавирского окр. и хут. Дуленково, Земцово, Вербовка и др. Донецкого окр. (СКК) население племенной скот режет на мясо и продает на ближайших рынках.
Как довольно распространенное явление следует также отметить убой крестьянами своего скота для засола и личного употребления в таких районах, где в предыдущие годы это не наблюдалось. Массовый убой скота происходит также и вне скотобоен, без всякого врачебного осмотра и контроля.
Массовый привоз скота на рынок повсюду вызвал резкое снижение цен на скот. В отдельных округах НВК, БССР и ЦЧО отмечены случаи удушения лошадей крестьянами и умышленного мора скота голодом с целью получения страховки, так как низкий уровень цен на скот делает его продажу невыгодной.
Массовая распродажа и убой скота преимущественно отмечаются со стороны зажиточных слоев деревни и кулачества — несдатчиков хлебных излишков и индивидуальников, опасающихся применения 61 ст. УК30.
Одним из основных мотивов распродажи и убоя скота середнячеством, главным образом более мощным, в большинстве случаев, является нежелание при вступлении в колхозы сдавать рабочий и продуктивный скот выше нормы. Так, в ряде районов СКК, НВК, СВК, ЦЧО и БССР, где проводится работа по организации крупных колхозов, и почти повсеместно в районах сплошной коллективизации цены на скот, ввиду его массового привоза, крайне низкие, причем распродажа скота по низким ценам обычно объясняется продавцами тем, что «все равно придется идти в колхоз и скот пропадет» (Майкопский окр. и др.). «Все равно пойдем в колхоз, зачем нам скот, а деньги пусть будут, они и там пригодятся» (Бобруйский окр.). В ряде районов сплошной коллективизации наблюдаются тенденции распродать весь скот, оставив по одной корове и лошади или обменять лучший скот на худший («сойдет в коллективе и такая» — НВК), причем в ряде случаев продают рабочий скот перед вступлением в колхозы и деревенские коммунисты, возглавляющие колхозы (Пугачевский окр. и др.). Во многих случаях середняки и отчасти бедняки при вступлении в колхоз пытались укрыть от учета свое имущество или распродать его накануне (БССР). Распродажа скота середняками и беднотой в ряде случаев мотивируется отсутствием достаточного корма (СКК). Массовой распродаже и убою скота частью середнячества и бедноты немало способствуют распространяемые по ряду районов кулачеством и антисоветским элементом провокационные слухи о предстоящей реквизиции скота, «мясной разверстке» и т. д. (БССР, СКК и др.).
Сильно увеличившееся предложение скота, повлекшее за собой понижение цен, повсюду используется барышниками-кулаками, разными спекулянтами-скупщиками, скупающими скот иногда по крайне низким ценам. Спекуляции на рынке скота часто способствуют бездействие кооперативных и госторговых организаций, не принимающих достаточно решительных мер к пресечению спекуляции, и административные органы (Могилевский, Бобруйский, Гомельский и другие окр.).
Начальник Информотдела ОГПУ Запорожец2*
Начальник 7 отделения Агаянц
Рассылается: 1) Ягоде, 2) Мессингу, 3) Евдокимову, 4) Артузову, 5) Ольскому, 6) Товстухе (для Сталина), 7) Молотову, 8) Кагановичу, 9) Рыкову, 10) Яковлеву, 11) в деле, 12 — 16) в отделении.
1* Датируется по помете на документе.
2* Подпись — факсимиле.
28 Информационный отдел ВЧК—ГПУ — ОГПУ был выделен из Секретного отдела в самостоятельное подразделение в декабре 1921 г. в ходе реорганизации ВЧК. Он вошел в состав Секретно-оперативного управления (СОУ). Задачей ИНФО являлась систематизация и обработка материалов, полученных в виде сводок с мест о политическом и экономическом положении в регионах. После ликвидации ВЧК в феврале 1922 г. в составе ИНФО создаются два отделения: внутренней и иностранной информации, которое составляло обзоры иностранной прессы, освещающей внутреннюю и внешнюю политику РСФСР, а затем СССР, деятельность эмиграции, в первую очередь — белогвардейской, а также обзоры прессы по зарубежным — в основном европейским — странам.
В ноябре 1925 г. были объединены два отдела — ИНФО и отдел политконтроля. Это подразделение получило название Отдела информации и политконтроля, в его функции входили подготовка информационных сводок, сохранение военных, политических и экономических тайн страны. Через некоторое время ИНФО вновь стал самостоятельной структурой.
5 марта 1931 г. для повышения эффективности работы Секретный и Информационные отделы были слиты в один — Секретно-политический отдел (СПО), входивший в Секретно-оперативное управление, с сохранением функций объединенных отделов. Второе (крестьянское) отделение этого отдела вело работу в деревне, а четвертое (общее) занималось обработкой информационных материалов для составления сводок об экономическом и политическом положении в стране. 4 мая 1932 г. СОУ ОГПУ было упразднено, а отделы, входившие в него, стали самостоятельными. При организации НКВД СССР в 1934 г. СПО вошел в состав Главного управления госбезопасности (ГУГБ) в числе других оперативных отделов.
29 Деятельность Всероссийского кожевенного синдиката (ВКС) началась 1 апреля 1922 г. Устав был утвержден президиумом ВСНХ 13 апреля 1922 г. ВКС был организован в целях согласования деятельности по реализации продукции, а также финансовому, материальному и техническому снабжению объединений и предприятий государственной кожевенной промышленности. Членами синдиката являлись предприятия и объединения государственной промышленности, акционерные общества, кооперативные и частные предприятия кожевенного профиля. Синдикат осуществлял деятельность по следующим направлениям: прием армейских и других обязательных государственных заказов и распределение их между членами синдиката и другими государственными предприятиями, не вошедшими в синдикат; прием прочих заказов и распределение их между членами синдиката по соглашению с ним; согласование торговой деятельности членов в области установления цен и организации сбыта; согласование заготовительной деятельности; организация импорта; оказание юридической и арбитражной помощи своим членам. К концу 1920-х годов производство предприятий синдицированной промышленности составляло более половины всей кожевенной промышленности России (Промышленная Россия. 1923—1924. Пг., Б.г. С. 265).
30 Статья 61 УК РСФСР гласила: «Отказ от выполнения повинностей, общегосударственных заданий или производства работ, имеющих общегосударственное значение, в первый раз — штраф, налагаемый соответствующим органом власти, в пределах до пятикратного размера стоимости наложенного задания, повинности или работ; во второй раз — лишение свободы или принудительные работы на срок до одного года.
Те же действия, совершенные группой лиц, по предварительному соглашению .с оказанием активного сопротивления органам власти в проведении повинности, задания или работ, — лишение свободы на срок до двух лет с конфискацией всего или части имущества, с выселением из данной местности или без такового» (УК РСФСР. М., 1930. С. 32 — 33).