Материалы ноябрьского пленума ЦК ВКП(б). 12 ноября 1929 г.

Реквизиты
Направление: 
Государство: 
Датировка: 
1929.11.12
Метки: 
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 1 май 1927 — ноябрь 1929. Москва РОССПЭН 1999. Стр. 762-764.
Архив: 
РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 2. Д. 441. Ч. I. Л. 35—37. Стенограмма. Типографский экз.

 

№ 272

Из выступления С.И.Сырцова по докладам Г.М.Кржижановского и В.В.Куйбышева

Председатель: Слово имеет т. Сырцов.

Сырцов: Итоги истекшего хозяйственного года и те основы, на которых построены в настоящее время контрольные цифры211, лишний раз со всей бесспорностью и очевидностью говорят о том, что не идеи правых оказались руководящим и ведущим началом. И не эти идеи могли быть организующим и ведущим началом в условиях нашего хозяйственного строительства. Это видно по всем разделам, по всем статьям нашего хозяйственного строительства. Я хочу остановиться только на одной группе вопросов, тесно связанных с контрольными цифрами, ибо контрольные цифры не только представляют собой совокупность и сумму хозяйственных отношений и хозяйственных заданий, но за ними скрываются и классовые отношения. И вот на этот вопрос, кардинальный вопрос о взаимоотношениях между рабочим классом и крестьянством, по итогам хозяйственного года и по тем возможностям и перспективам, которые развертываются нынешними хозяйственными наметками, надо ответить, что деревня в настоящее время находится на решительном важнейшем хозяйственном повороте в результате резкого изменения соотношения сил между рабочим классом и крестьянством. Основной факт этого года заключается в том, что значительная часть основных масс деревни, которые, находясь под политическим руководством рабочего класса и идя за ним, все-таки склонны были в известные периоды колебаться и иногда равняться по кулацкому хозяйству, в настоящее время самым решительным образом предоставили кулацко-зажиточную верхушку деревни своей собственной судьбе, своей собственной участи. Этот поворот сказался, как совершенно правильно отмечают тезисы Политбюро, в решительном изменении отношения к колхозному движению. Само собой разумеется, здесь не приходится говорить относительно того, что сплошь вся масса бедняков и середняков, идущая сейчас в колхозы, проникнута и верой в колхозное движение, и сознательным расчетом на то, что именно эта форма окажется хозяйственно наиболее целесообразной. Разумеется, в этой среде есть много, и это скажется еще в дальнейшем, очень много хозяйственного недоверия к общественным формам хозяйства, и мелкобуржуазная природа крестьянина даст еще себя резко почувствовать. Иллюзией было бы думать, что главное в области колхозного движения этим поворотом сделано. Главное, несомненно, еще впереди...

При этих крупнейших сдвигах, несомненно, происходят изменения классовых соотношений и происходят изменения соотношений в области «политического равновесия в стране». И то изменение хозяйственных пропорций, которое своей неожиданностью могло известную часть товарищей испугать и что казалось им потерей равновесия, то представляет собою выражение того факта, что происходит резкий сдвиг в сторону рабочего класса и соответствующие изменения и в области экономики, и в области политики. Разумеется, это не должно приводить к тому, что мы оставляем без внимания всякие тревожные признаки в этой области, всякие такие моменты, как, скажем, временами очень сильно обостряющиеся продовольственные затруднения, которые грозят заминкой в области производства, в области развертывания хозяйства и создают угрозу для политических настроений рабочего класса. Разумеется, мы не можем оставить без внимания такой факт, который является совершенно неизбежным и закономерным, как существование двойной системы рынка, двух систем, параллельно существующих в причудливом соотношении.

Сталин: Какие системы?

Сырцов: Наличие такого положения, когда мы, с одной стороны, имеем свою регулируемую нами систему экономических взаимоотношений, определенную цепь цен и пр., и рядом с этим параллельную, в которой капиталистические элементы берут реванш, имеют свои цели и пр. Но все эти факты могут казаться тревожными и пугать только тех, которые думали и рассчитывали на спокойное методическое продвижение вперед, спокойное восхождение в гору, без противоречий, без конфликтов, из расчета на то, что основные хозяйственные пропорции в стране и соответствующее политическое их отражение останется без всяких изменений на длительный период времени. Но ведь ясно, что громадные сдвиги, которые происходят, конечно, должны неизбежно сопровождаться обострением противоречий.

Я хотел бы остановиться на вопросе, непосредственно связанном с вопросом о взаимоотношениях рабочего класса с крестьянством. Рост колхозов, перехлестнувший все наметки, вводит совершенно новые факторы и предъявляет нам исключительные требования, с которыми мы, пока что, ни в какой мере не справляемся. В этом году правительству в контрольных цифрах не удалось в достаточной мере резко и отчетливо поставить проблему качества колхозного строительства. Нам необходимо весьма трезво учитывать наши лимиты в области колхозного строительства не для того, чтобы по ним равняться, а для того, чтобы решительным образом их преодолевать. Громадные средства, которые намечены для сельского хозяйства по линии коллективизации, по сравнению с потребностью, все-таки сравнительно малы настолько, что мы должны поставить перед собой самым резким образом задачу, чтобы эти средства были возможно более целесообразно и правильно использованы. Насчет нашего неумения в этой области нет никаких сомнений. В прошлом у нас немало случаев, когда направление средств шло не по тем линиям, по которым нужно было бы. Я укажу, например, что громадные средства на борьбу с засухой в значительной части пошли против нас, на них сложился и вырос целый ряд добавочных кулацких хозяйств. Мы сейчас не можем рисковать сколько-нибудь значительной долей этих средств для использования их по ошибочному пути.

Те данные, которые имеются о состоянии нашего колхозного движения сейчас, рисуют перед нами перспективу целого ряда опасностей и срывов, если мы вовремя не сумеем, путем целого ряда организационных, хозяйственных и политических мероприятий, их преодолеть. При том положении, когда, скажем, на Украине только 50% колхозов имеют неделимые капиталы, причем значительная часть этого неделимого капитала (больше половины) выражается в государственном имуществе, а не в имуществе крестьян-колхозников, мы гарантии за прочность и за длительное существование очень многих колхозов не имеем. В целом ряде районов РСФСР положение еще хуже, чем на Украине в этом отношении...

В громадном, в значительной мере стихийном движении неизбежна доля самотека, не сразу поддающаяся нашему организующему влиянию. Необходимо максимально стремиться к усилению организующего влияния, ибо его отсутствие неизбежно повысит число гнилых, бесхозяйственных и находящихся под влиянием кулачества колхозов. А для того, чтобы свести количество таких колхозов к минимуму, нам необходимо гораздо более серьезно и решительно ставить немедленно вопрос о формах организации труда в колхозах, об усилении степени обобществления средств в колхозах, об увеличении неделимых капиталов, о правильном руководстве. Надо заставить низовые организации перестать говорить о колхозах вообще, когда они не различают ни форм, ни типов колхозов. Общее понятие «колхоз» покрывает все, на одну доску ставится и товарищество по совместной обработке земли, которое в настоящее время чрезвычайно выгодно кулачеству в своих интересах, и коммуна с высоким процентом обобществления, и артель — все валится в одну кучу без различия.

Я прочитаю выдержку из содержательного и интересного доклада одного работника, знакомого с положением в одном из округов сплошной коллективизации. Вот что он пишет: «На 1 июня 1928 г., в округе было коллективизировано 1,5 — 2% крестьянских хозяйств. Колхозы создавались мелкие, как оказывается сейчас, многие из них являются лжеколхозами. По существу, колхозное строительство в округе истории не имеет. Движение в основном новое. Рост, необыкновенный рост колхозного строительства относится к весне 1929 г. На 1 июня 1929 г, колхозы объединяли около 6 — 7% крестьянских хозяйств. На 1 августа — 12% и на 15 октября — свыше 50%. При этом темпе и системе организации крупных колхозов организовываются только крупные, к 1 января 1930 г. все крестьянские хозяйства будут коллективизированы. За один год округ будет коллективизирован. Вместо пятилетнего плана коллективизации проводится линия на одногодичную коллективизацию. Выходит, что либо надо дать директиву сдержать организацию колхозов, либо, оставляя этот темп, серьезно подумать о последствиях такой спешки. Пару слов о методах организации. Никаких предварительных планов организации крупных колхозов не было и нет. Организован на днях колхоз в 50 — 60 тыс. га и другой в 35 — 40 тыс. га на волах. В одном, кажется, совершенно нет тракторов, в другом 5 или 7 штук. Машинно-тракторной станции в предстоящем году не предвидится. Как эти колхозы удержатся при этом, уровне техники — сказать трудно. А таких колхозов, может быть, с меньшим количеством земли (в 15 — 20 тыс. га), уже порядочно.

Местными органами проводится система ударности и кампанейства. Вся работа по организации проходила под лозунгом "кто больше". На местах директивы округа иногда преломлялись в лозунг "кто не идет в колхоз, тот враг Советской власти". Широкой массовой работы не проводилось. Были случаи, когда постановлением схода организовали колхоз, а не желающим вступать предлагали подать специальное заявление, почему он не желает идти. Имели место случаи широкого обещания тракторов и кредитов. "Все дадут — идите в колхоз"...

...Совокупность этих причин дает формально пока 60%, а может быть, пока пишу письмо, и 70% коллективизации. Качественную сторону колхозов мы не изучили. Полное отсутствие материалов не дает возможности сказать что-нибудь определенное. Выехали работники с обследованием, после чего картина будет яснее. Однако из отдельных обследований устанавливается, что хотя формально рабочие лошади, коровы в крупных колхозах считаются обобществленными, но находятся они в скотниках индивидуальных хозяйств... Неделимых капиталов кот наплакал...

...Таким образом, получается сильнейший разрыв между количественным ростом и качественной организацией крупных производств. Если сейчас же не принять мер к укреплению этих колхозов, дело может себя скомпрометировать. Колхозы начнут разваливаться. Вспашку на зябь весною не посеют. Необходимо учесть, что в округе идет сильнейшая распродажа скота — волов... Все это ставит нас в затруднительное положение». (Из докладной записки т. Баранова фракции Колхозцентра и др. организациям.)

Голос: Какой это округ?

Сырцов:  Хоперский. Сама случайность выбора района для сплошной коллективизации, недостаточная подготовка, административный нажим являются тем тревожным моментом, который нельзя сейчас не отметить.

Сталин: Вы думаете, что все можно «предварительно организовать»?..

211 Ноябрьский пленум 1929 г. обсудил и одобрил контрольные цифры развития народного хозяйства на 1929/30 г.: капиталовложения в народное хозяйство увеличивались до 13 млрд р., в частности, в обобществленный сектор сельского хозяйства — до 1,6 млрд р., прирост валовой продукции предусматривался 32,1%, а по отраслям, производящим средства производства, — на 45,1%. Валовая продукция сельского хозяйства должна была возрасти на 13%, продуктивная площадь — на 10%, урожайность зерновых культур — на 8%, что должно дать повышение общего сбора зерновых культур на 16,6%. Также определялись показатели роста социалистического сектора народного хозяйства и т.д. (См.: КПСС в резолюциях... М., 1984. Т. 5. С. 7 — 18).