Заключение НКФина СССР на директивы Прокуратуры Верховного суда СССР об индивидуальном обложении, представленное в СНК СССР. 2 октября 1929 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1929.10.02
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 1 май 1927 — ноябрь 1929. Москва РОССПЭН 1999. Стр. 711-712.
Архив: 
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 7. Д. 275. Л. 273-273 об. Копия.

 

№ 246

Наркомфин Союза дал местам указание о том, что все те хозяйства, которые имеют признаки для индивидуального обложения, но не отнесены к наиболее богатым кулакам, а потому и не обложены в индивидуальном порядке, должны быть лишены льгот, предусмотренных пунктами «а» и «б» ст. 44 Положения о с/х налоге202.

Прокуратура Верховного суда СССР признала, что такая формулировка не соответствует смыслу ст. 28 и 29 Положения о сельхозналоге203, полагая, что «признаки хозяйств, к которым может быть применено индивидуальное обложение, являются как раз признаками наиболее богатых кулацких хозяйств, для которых только этот (индивидуальный) порядок и установлен в законе».

Такое толкование Верховного суда не может быть признано правильным по следующим основаниям.

Если бы к индивидуальному обложению привлекались все те хозяйства, которые имеют признаки, установленные постановлениями местных исполкомов204, то совершенно очевидно, что тогда не было бы никакой нужды из общего числа кулаков выделять наиболее богатую их часть, а достаточно было бы указать, что все те хозяйства, которые имеют признаки, указанные в обязательном постановлении местных исполкомов, облагаются в индивидуальном порядке.

Между тем, формулировка ст. 28 Положения о с/х налоге совершенно точно указывает, что к индивидуальному обложению привлекаются наиболее богатые кулацкие хозяйства, а в ст. 29 даются признаки, по которым хозяйства могут быть обложены в индивидуальном порядке. Те же из хозяйств, которые имеют признаки, указанные в обязательных постановлениях исполкомов, но не являются наиболее богатыми кулаками, должны быть лишены льгот, указанных в пунктах «а» и «б» ст. 44, т.е. относятся к явно кулацким хозяйствам, а не хозяйствам, облагаемым в индивидуальном порядке, как и разъяснил финорганам НКФ СССР.

Правильность данных НКФ Союза на места директив подтверждается также и тем, что в постановлениях СНК СССР от 19 и 29 марта с.г.205, которыми устанавливались признаки явно кулацких хозяйств, полностью приводится ряд тех признаков, которые предусмотрены для индивидуального обложения ст. 29 Положения о с/х налоге. При этом указывается, что по этим признакам хозяйства относятся к явно кулацким, независимо от того, обложены они в индивидуальном порядке или нет.

Следовательно, из этих постановлений СНК Союза вытекает, что хотя в хозяйстве и имеются признаки, указанные в постановлениях местных исполкомов для индивидуального обложения (поскольку признаки для индивидуального обложения совпадают в большей части с признаками явно кулацких хозяйств), все же эти хозяйства могут быть и не обложены в индивидуальном порядке. Но в таком случае они должны быть отнесены к категории явно кулацких хозяйств и лишены льгот, предусмотренных пунктами «а» и «б» ст. 44 Положения о с/х налоге, как и разъяснил НКФ Союза.

Исходя из приведенных выше соображений, Наркомфин Союза считает, что данные им на места директивы полностью соответствуют точному тексту и логическому смыслу ст. 28 и 29 Положения о с/х налоге.

Приложение: отношение Прокурора Верхсуда СССР1*.

Наркомфин СССР Брюханов.

Врид. нач. госналогами Лифшиц.

1*  Приложение  не  публикуется,  см.:  РГАЭ.  Ф.  7733.  Оп.  7.  Д.  275.  Л.  275 — 275  об.

202 В статье 44 положения о ЕСХН предусматривались меры по поощрению расширения посевных площадей, в частности, в пункте «а» указывалось, что в районах, где обложение будет производиться по посеву, от обложения освобождается весь прирост посевных площадей за 1929/30 и 1930/31 гг. по сравнению с площадями, учтенными при обложении в 1928/29 г. Пункт «б» предусматривал, что от обложения в течение двух лет освобождаются залежные и целинные земли в случае их распашки. Эти льготы распространялись на все коллективные и индивидуальные хозяйства, кроме явно кулацких (СЗ СССР. 1929. № 12. Ст. 103).

203 В статье 28 Положения о ЕСХН говорилось, что индивидуальному обложению подвергаются наиболее богатые кулацкие хозяйства, количество которых не должно превышать 3% общего числа крестьянских хозяйств по СССР.

В статье 29 перечислялись признаки индивидуального обложения: скупка с целью перепродажи, торговля и ростовщичество; систематическое применение наемного труда; наличие в хозяйстве мельницы, маслобойни, крупорушки, просорушки, волночесалки, шерстобитки, терочного заведения, картофельной, плодовой или овощной сушилки или другого промышленного предприятия при условии применения в перечисленных предприятиях механических двигателей или наемного труда, а также если в хозяйстве имеется ветряная или водяная мельница с двумя и более поставами; сдача хозяйством в наем постоянно или на сезон отдельных оборудованных помещений под жилье или под торговое или промышленное предприятие (СЗ СССР. 1929. № 12. Ст. 103).

204 В статье 28 Положения о ЕСХН указывалось, что краевым и губернским исполкомам предоставлялось право в зависимости от местных условий вносить необходимые изменения в перечень признаков для обложения в индивидуальном порядке. Твердый перечень признаков, при наличии которых хозяйства могут быть обложены в индивидуальном порядке, должны были устанавливаться в обязательном постановлении соответствующего исполкома (СЗ СССР. 1929. № 12. Ст. 103).

205 19 марта 1929 г. СНК СССР принял несколько постановлений, рассматривающих вопросы о кулацких хозяйствах. Была создана комиссия для унификации общесоюзного законодательства о признаках и порядке отнесения крестьянских хозяйств к числу кулацких в составе: Яковлев (председатель), Брюханов (с правом замены Лившицем), Угланов (с правом замены Толстопятовым), Крицман, Анцелович, Вольф, Бернштейн. Срок работы комиссии определялся в два месяца (ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 1. Д. 45. Л. 273).

Также было принято протокольное постановление «О количестве хозяйств, привлекаемых к обложению в индивидуальном порядке», которое предусматривало количество таких хозяйств по СССР не менее 2% и не более 3% от общего количества хозяйств. По РСФСР, УССР и БССР устанавливалось такое же количество хозяйств, а по ЗСФСР, ТССР и УзССР — не более 3% (там же. Л. 272).

Протокольное постановление «О хозяйствах, на которые не распространяются льготы, предусмотренные пп. "а" и "б" ст. 44 "Положения о ЕСХН"» предлагало приблизительный перечень таких хозяйств, который мог видоизменяться совнаркомами союзных республик и краевыми исполкомами в зависимости от местных особенностей (там же. Л. 270 — 271).