Сообщение полномочного представителя ОГПУ по Сибири Л.М.Заковского о ходе хлебозаготовок в конце марта — начале апреля 1929 г. 11 апреля 1929 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1929.04.11
Метки: 
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 1 май 1927 — ноябрь 1929. Москва РОССПЭН 1999. Стр. 605-606.
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 7. Д. 131. Л. 3-5. Копия.

 

№ 179

Не ранее 11 апреля 1929 г.1*

Совершенно секретно.

Из Новосибирска т. Заковский сообщает, что темп хлебозаготовок снижается. Шестая пятидневка марта дала 1893 декатонн, первая пятидневка апреля дала 2730 декатонн, вторая пятидневка 1969 декатонн. Причины: главным образом, сопротивление кулака, наступившая распутица. Подавляющее большинство населенных пунктов приняли планы хлебозаготовок. Отказались в приеме планов отдельные села. Дообложено кулацких 50 хозяйств, злостных несдатчиков хлеба, 10 апреля в десяти округах Сибири — 3365 (обложено в двух, трех, четырех, пятикратных размерах)182. Продано хозяйств, не уплативших дообложения, 1704. В отдельных случаях проданы середняцкие хозяйства: Рубцовский округ — 8, в Барнаульском — единичные случаи. Зафиксированы отказы середняков и бедноты покупать продаваемое имущество кулаков, есть случаи возвращения ранее купленного. Осуждено по статье 61-107 в округах 30 чел. В четырех округах не разобрано дел по разным статьям — 37, Настроение: кулак настроен резко отрицательно, проводит бешеную агитацию против хлебозаготовок, сопротивляется описи и продаже имущества, устраивает террор, поджоги, убийства, избиения и угрозы. Провоцирует массовое выступление, втягивая бедноту и середняка. Кулачество выезжает на пашни, заимки, увозит имущество, скрывается в другие села с целью избежать продажи хозяйства, сдачи хлеба.

Усилилась организационная деятельность среди кулаков. В Иркутском округе отмечено в последние дни 15 кулацких нелегальных собраний. В округах Сибири кулачество посылает телеграммы в окрисполком, сибкрайисполком и Москву, выделяя ходоков в те же инстанции, мотивируя неправильными действиями (незаконными) местных органов власти (к иркутскому прокурору явилось до 50 чел. с жалобами на хлебозаготовки). Кроме этого, кулаки подпаивают бедняков перед собраниями, дают пуда два хлеба последним под условием не проводить хлебозаготовки. В отдельных случаях кулаки призывают к восстанию и свержению Соввласти. Середняки-полносдатчики поддерживают хлебозаготовки. Основная масса настроена сдержанно, имеются случаи, что середняк хлеб не сдает, надеясь, его не тронут. Отмечены случаи блокирования середняка с кулаком в вопросах хлебозаготовок. Беднота, батраки в основной массе поддерживают мероприятия хлебозаготовок, активно участвуют в описи и продаже имущества кулаков. Отдельные бедняки выступают против хлебозаготовок. Одновременно среди бедноты сильны опасения неудовлетворения их семенным зерном и продовольственным хлебом, создающие благоприятную обстановку для кулацкой агитации.

В низовых парторганизациях настроение в основном здоровое. Мероприятия проводятся. Наряду с этим отмечаются случаи упадничества и паникерства, отказ от проведения мероприятия по хлебозаготовкам. Иркутский округ голосовал против хлебозаготовок: одна кандидатская группа целиком, три бюро ячеек, шесть секретарей ячеек. В Рубцовском округе значительное число сельпарторганизаций чувствуют усталость, неверие в проводимые меры, отдельные партийцы сдают партбилеты. В Минусинском округе зафиксированы на почве заготовок выходы из партии.

Массовые выступления, в последнее время охватившие ряд населенных пунктов в новых округах, увеличились. С 27 марта по 7 апреля зарегистрировано 18 случаев, с 8 по 11 апреля зафиксировано 20 случаев. Усилился террор и распространение листовок. Массовые волнения принимают более организованные формы, одну из каковых приводим: в с. Михайловке Бийского округа 11 апреля днем толпа женщин и мужчин в 500 чел. потребовала немедленного прекращения бойкота, описи имущества, прекращения хлебозаготовок. Из толпы были слышны выкрики: «Долой насилие!» Толпа разошлась, но к 8 часам вечера вновь собралось до 600 чел. к зданию сельсовета, превратив собрание в митинг, выдвинув требования: полного прекращения хлебозаготовок, немедленного возвращения конфискованного хлеба, восстановления лишенцев в избирательных правах, немедленного возвращения конфискованных мукомольных мельниц, выбора делегации для посылки в округ, создания хлебных фондов для снабжения неимущего населения. Созванный пленум сельсовета толпа разогнала. Днем арестованных шесть человек милицией толпа освободила. Распоряжения сельсовета и РИКа селом не признаются. В связи с этим в районе прекратились хлебозаготовки, не подвезено ни одного пуда. Докладчиков, высылаемых из района, не слушают. Есть опасения возникновения волнений в других селах района. Для ликвидации инцидента выехал заместитель председателя окрисполкома, уполномоченный окротдела, начальник уголовного розыска и десять человек милиционеров. Подробности остальных волнений и терактов высылаем почтой.

1* Датируется по содержанию документа.

182 Еще до принятия официальных законодательных мер в июне 1929 г. о применении штрафов за неисполнение заданий по хлебозаготовкам на местах широко применялось кратное обложение. В 1928 г. эта мера получила распространение в Сибири, а в 1929 г. и в других регионах. Как правило, штрафы накладывались в виде повышения оклада самообложения, хотя собранные штрафные суммы не использовались на местные нужды. Самым распространенным было пятикратное обложение, но в ЦЧО, например, применялись и десятикратные штрафы. Нередко кратному обложению подвергались не только кулацкие, но и середняцкие и даже маломощные крестьянские хозяйства (ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 141. Д. 23. Л. 1—3).