Письмо В.Г.Черткова А.И.Рыкову. 17 апреля 1929 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1929.04.17
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 1 май 1927 — ноябрь 1929. Москва РОССПЭН 1999. Стр. 603.
Архив: 
ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 55. Д. 2761. Л. 87-87 об. Подлинник.

 

№ 177

Многоуважаемый Алексей Иванович,

Прилагая при сем заявление коммуны им. Л.Толстого1*, считаю нужным со своей стороны заявить, что хорошо знаю членов этой коммуны и следил за их деятельностью с самого ее основания (6 лет тому назад). Из всех людей, старающихся осуществлять на деле взгляды Толстого, эти коммунары принадлежат к числу наиболее искренних, последовательных и трудолюбивых. Коммуна их процветает исключительно благодаря их собственным усилиям, не получая ни малейшей поддержки извне. Они совершенно чужды всякого духа пропаганды; и соседнее население хотя и уважает их как образцовых и трезвых работников, но ни с какой стороны не усвоило их специфических толстовских взглядов. Все же предъявляемые властями хозяйственные требования они исполняют самым аккуратным образом. Одним словом, они представляют такую группу единомышленников Толстого, которые вместо того, чтобы скитаться по миру без устойчивого дела, сидят на месте, всецело отдавшись самым жизненным требованиям «толстовского» жизнепонимания — добывать с земли напряженным трудом свое пропитание.

Для беспристрастного свидетеля произвольное уничтожение этой образцовой коммуны представляется делом столь же несправедливым и жестоким, как и нецелесообразным с точки зрения самого государства. Не знаю, насколько этот случай является последствием того общего давления на сектантов, которое в настоящее время применяется с особенной настойчивостью, или же только случайным недоразумением, но, вспоминая то серьезное внимание и уважение, с которым Владимир Ильич Ленин относился к практическому применению к жизни сектантского, исключительно добросовестного и производительного труда, допускаю возможность, что в данном случае, как это часто бывает, директива свыше получила преувеличенный характер со стороны исполнителей. Ввиду этого и решился обратиться к Вам, многоуважаемый Алексей Иванович, в надежде, что Вы пожелаете сделать все, от Вас зависящее, чтобы поправить дело, если действительно произошло такое недоразумение.

Само собою разумеется, что внедрение в их среду людей, не разделяющих их взглядов, совершенно неприемлемо для такой коммуны, все значение которой основано на внутреннем духовном единении между ее членами.

Искренно уважающий Вас В. Чертков.

1* См.: док. № 176.