8 марта 1928 г. — Заключение комиссии Сектора обороны Госплана СССР по промфинплану 1927/28 г. в соответствии с требованиями обороны

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1928.03.08
Период: 
1927-1929
Метки: 
Источник: 
Становление оборонно-промышленного комплекса СССР (1927-1932). М. 2008, стр. 140-143.
Архив: 
РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 91. Д. 160. Л. 53—51. Копия.

Заключение комиссии Сектора обороны Госплана СССР по промфинплану 1927/28 г. в соответствии с требованиями обороны

8 марта 1928 г.¹*
Совершенно секретно.

Госплан СССР впервые в этом году приступает к оценке строительства народного хозяйства под углом зрения соответствия его требованиям обороны. Поэтому исчерпывающего заключения по промфинплану на 1927/28 г. Сектор обороны, естественно, дать еще не может, тем более что не закончена еще работа по контрольным цифрам первого года войны, которые одни только полностью обеспечивают возможность проверки хозяйственных планов с точки зрения внедрения в них интересов обороны. Сектор обороны может лишь в самых общих чертах отметить следующие моменты: 1927/28 г. в общем дает значительный сдвиг в области приближения строительства народного хозяйства к удовлетворению нужд обороны. Однако наряду с этим промфинплан 1927/28 г. не разрешает целого ряда предложенных правительством заданий по усилению нашей обороноспособности. В частности, надлежит обратить внимание правительства на нижеследующее:

1. Основная директива правительства о накоплении валютных, хлебофуражных, топливных, импортных и прочих запасов не выполнена; объем производства и темп роста промпродукции к концу операционного года почти оголяет страну от указанных резервов.

2. Капитальные вложения в топливную промышленность настолько малы, что создают угрозу дефицита угля и падения импорта нефти уже и 1928/29 г.

3. Металлопромышленность будет испытывать увеличение затруднений по выплавке качественного металла и с удовлетворением заказов НКПС на бандажи и колесные материалы. Потребность народного хозяйства в металле удовлетворяется на 86,4%, в том числе: по белой жести — на 64%, по оцинкованному железу — на 82%, по рельсам — на 89%, по сортовому железу — на 82%. Потребность железнодорожного транспорта в 1916 г. поглощала 40% проката, между тем 1927/28 г. дает для транспорта 16,9%.

Станко- и моторостроение недостаточны, особенно последнее, что отсрочивает вопрос о моторизации страны и армии со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями. Надо сказать, что ни одно из вновь поставленных производств еще не устраняет их зависимости от заграницы, достаточно сказать о производстве инструментария, тракторов и т. д., которые без дополнительного импорта полуфабрикатов работать не могут.

Капитальные вложения на добычу и обработку цветных металлов в 1927/28 г. дают резкое снижение темпа (25,7 млн. руб. вместо 41 млн. руб. прошлого года) и не обеспечивают более или менее заметного роста продукции, а по некоторым трестам, как «Арммедь», даже могут повлечь сокращение производства. Потребность страны в цветных металлах может быть удовлетворена лишь в размере 43,7%, в том числе: по меди — на 42%, по цинку — на 14,5%, по свинцу — на 18,3%, по олову — на 2,5%, по алюминию — 0%. Между тем строительство новых заводов по алюминию, олову и свинцу, особенно по первым двум, из года в год откладывается, что резко нарушает требования обороны. Следует отметить и отсутствие в стране производства ферросплавов.

Неудовлетворительно стоит вопрос и с авто- и авиастроительством. К строительству крупного автозавода в 1927/28 г. приступлено, вероятно, не будет, а имеющиеся у нас заводы полукустарного типа, выпускающие машины колоссальной стоимости и реализующие их с огромными убытками (по 8 тыс. руб. на каждой машине в среднем), для обороны заметного значения не имеют. Авиапромышленность развита не достаточно и страдает дефектами конструктивного характера. Минусом является и то обстоятельство, что отсутствует производство приборов зажигания.

Состояние металлопромышленности таково, что требуется форсированное переоборудование и расширение мартеновских цехов, требуется форсирование изыскательных работ в области обнаружения и изучения новых месторождений цветных металлов и редких элементов, так как развивающееся производство цветных металлов не обеспечено рудными базами.

4. Химическая промышленность, давая значительный рост, все же страдает недостаточностью производств по синтезу аммиака и получению аммиачной селитры, по красителям и т. д.

5. Электропромышленность все еще дает огромный убыток и страдает недостаточностью производств электрооборудования и радиоаппаратуры²*.

6. Текстильная промышленность, давая наибольший темп роста продукции в текущем операционном году, лишь впервые приступает к строительству небольших заводов технических сукон и искусственного вискозного волокна. Однако интересы обороны требуют скорейшей постановки новых производств нитроцеллюлозного и ацетатного волокна, которые, значительно усиливая наши ресурсы в области получения взрывчатых веществ, являются наилучшим суррогатом волокнистых веществ.

7. Судостроение в 1927/28 г. дает резкий скачок вниз. Наше морское побережье совершенно не обеспечивается даже каботажным плаванием, особенно на Каспии и Дальнем Востоке, и недостаточность его тормозит советизацию последнего.

8. Сухопутный транспорт делает в этом году заметный сдвиг в области подготовки к мобилизации, но развитие его не покрывает как требований обороны, так и требований экономики. Приграничная полоса путями сообщения в достаточной мере не обеспечена, выходов из Сибири недостаточно, связь с Кавказом и Закавказьем не вполне обеспечена. Электрификация путей подвигается весьма медленно, вернее, почти совершенно не подвигается.

9. Рынок зернофуража и объемистого фуража остается не урегулированным, посевы овса недостаточны, что ставит мобилизованную армию [в] крайне тяжелое положение. При нормальных условиях проработки промфинпланов, т. е. таких, которые давали бы возможность углубленного изучения технико-экономических типов производства народного хозяйства, в промфинпланы 1927/28 г. можно было бы внести весьма существенные коррективы, которые известным образом могли бы еще более приблизить к достижению в кратчайший срок обороноспособности по сравнению с тем, что стране удастся достигнуть к концу текущего операционного года, но все же Сектор обороны считает, что многое может быть осуществлено в этом отношении. К таким осуществимым в пределах нашего бюджета мероприятиям можно было бы отнести:

1. Согласиться с предложением Госплана от 28 февраля за № 18/1 в отношении дополнительного отпуска 10 млн. руб. на работы по ускорению бурения скважин, проходки новых угольных шахт и увеличению добычи минерального топлива.

2. Увеличить ассигнования на развитие цветной металлургии на 9,81 млн. руб. (из коих 1,6 млн. руб. включить в резерв ВСНХ) и производство неотложных работ, обеспечивающих дальнейший рост продукции.

3. Форсировать разведки районов залегания угля на Урале (Алапаевский и Кизеловский) и изучение возможности его коксования, а также форсировать газификацию подмосковного бассейна использования ценнейших для обороны побочных продуктов коксования.

4. Форсировать разведки районов залегания руд цветных металлов и редких элементов.

5. Усилить научно-исследовательские и опытные работы по изысканию способов обработки низкокачественного сырья и суррогатов и постановке новых производств по станко-, моторо-, автостроению, по электро- и радиооборудованию, выплавке алюминия, олова, цинка, получению искусственного волокна, искусственного каучука, химикалий, медикаментов (особенно йода) и т. д.

6. Привлечь места к более интенсивному грунтовому дорожному строительству.

7. Вести более усиленным темпом работы по стандартизации военной ассимиляции производств и по утилизации отходов и отбросов производств.

Все эти пожелания далеко не исчерпывают всего того, на что необходимо усилить внимание при строительстве народного хозяйства в этом году, но лишь указывают на те звенья хозяйственной цепи, которые при соответствующей обработке, при относительно небольших затратах могут быстро поднять страну на более высокий технический уровень и сообщить ей ту потенцию, которая даст нам возможность сопротивления внешним разрушительным силам.

Председатель I комиссии Сектора обороны Госплана СССР

Примечания:

1* Датируется по содержанию.

2* В справке, подготовленной Сектором обороны Госплана СССР, отмечались следующие особенности мобилизации электропромышленности в случае войны: «электропромышленность страны расположена в 4 районах — Северо-западная область (Ленинград), Центрально-промышленный район (Москва и Нижний Новгород), Украина (Харьков) и Урал (ст. Баранча, завод Вольта). Наибольший удельный вес приходится на Ленинград, где сосредоточены уникальные производства, имеющие большое значение в военное время. При выпадении Ленинграда по отдельным видам производства получится следующая картина: 1. Машиностроение может быть пополнено выпуском в других местах. Из гражданских производств уникальными являются турбогенераторы, производство которых можно будет наладить в Харькове при условии дооснащения Харьковского завода и получения импортного оборудования. 2. Кабельное производство возможно перебросить в Москву. 3. Производство слабого тока выпадет целиком, так как организация производства радиостанций и радиоимущества на новом месте потребует не меньше года. 4. Аккумуляторное производство (свинцовое) дублируется на Саратовском заводе, и при переброске заводов в Саратов производство сможет развернуться через полгода. Щелочные аккумуляторы выпадают целиком. Таким образом, необходимо проработать детальный план эвакуации и предусмотреть для этого все необходимое, чтобы в случае угрозы Ленинграду обеспечить возможность в кратчайший срок развернуть производства на новом месте. Развитие электропромышленности в мирное время должно идти по максимальному высвобождению от заграничной зависимости и возможному развитию ее вне Ленинграда». Для решения этой задачи Президиум ВСНХ СССР предложил проведение ряда срочных мероприятий, в том числе: постройку нового радиозавода в Нижнем Новгороде; расширение завода им. Козицкого; проведение в 1927/28 г. научно-исследовательских работ по согласованной с НКВМ СССР программе; расширение центральной радиолаборатории и др. (ГА РФ. Ф. Р‑8418. Оп. 2. Д. 20. Л. 3‑6; РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 91. Д. 264. Л. 116‑92.).

РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 91. Д. 160. Л. 53—51. Копия.