Листовки, распространявшиеся в деревне. Из приложения к справке ОГПУ о состоянии хлебозаготовок в Поволжье на 30 мая 1928 г. 31 мая 1928 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1928.05.31
Метки: 
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 1 май 1927 — ноябрь 1929. Москва РОССПЭН 1999. Стр. 274-277.
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 599. Л. 347-353. Копия.

 

№ 105

Листовки

В с. Широкий Карамыш Б.Копенской вол. Аткарского у. в феврале 1928 г. обнаружена листовка-стихотворение следующего содержания:

Оброк берут (мотив Еремушки)

Стой, ямщик, мы обогреемся, Наберемся свежих сил.

Что в деревне за оживление, Иль вас здесь кто посетил.

У совета, что ль, у сельского Видно множество людей,

Там скотинка понавязана, Женский крик и плач детей.

Это что же? Мобилизация? Или фельдшера здесь ждут?

Нет, последнюю кормилицу За налог здесь продают.

Что ж, опять у нас опричнина? Иль вернулся старый строй?

 Ведь при царизме допускались и насилие, и разбой.

Не разбой, а пополняется Государственный бюджет.

А мужик теперь является Он виновник общих бед.

В с. Березовка Б.Екатеринославской вол. Аткарского у. обнаружена  листовка-стихотворение:

 

Снизить ставки не приходится, Ведь рабочий городской,

Он работает активнее,  И за власть стоит горой.

А мужик терпи поэтому,

Что ленинизму чуждый был,  

Коммунально не работает,

В колсовхозы не входил,

Агрономии не слушал,

Он строго держит старый быт,

Самогоном опивается,

Произвол везде царит.

На власть смотрит он пассивнее,

Не так, как рабочий городской.

Хлеб вывозит принудительно

На ссыпные пункты он.

Эх, деревня голая и драная,

Знать, такой уж твой послед,

Так терпи, коль виноватая,

Как терпела сотни лет.

По дороге что чернеет?

Не с товарами ль купцы?

Собирать налог несутся

Удалые молодцы.

Предводитель этой шайки — Оборвалов Митька-бес,

Продал совесть дармоедам,

Через что и в ВИК пролез.

Заезжает в население,

Просто всем на удивление,

Мы глядим, глазам не верим,

Митька смотрит хуже зверя.

И во сне так не приснится,

Что сейчас и впрямь творится,

Митька лупит передом: «Купцов дома Спиридон?

Почему налог не отдал?»

«Да я все лето прохворал,

Да к тому же нет коняги.

Вы б отсрочили бедняге».

«Мы отсрочивать не будем, Приступать к отбору будем.

Вот сундук в зеленой краске Наваливай на салазки

И вези его в совет,

Ничего тут больше нет».

Идет дело чередом,

Митька лупит передом.

«Таганов дома Василий? Налог не отдал, не осилил».

Митька своре говорит,

Что в описи состоит:

Две овцы, семь мерок ржи.

«На-ка портфель подержи.

 Вот еще мер восемь проса». Таганов не дал вопроса,

Молча слезает он с печки, Кладет в сани две овечки,

Запрягает мерина,

Рожь и просо смеряно.

И повез свои последки

Коммунистам на котлетки.

Вот на утро идут рано У Хайлова брать барана.

Пешка им не прекословит, На дворе барана ловит,

 Поймал, вяжет ему ноги,

А подводка на дороге.

«Нате, жрите его, гады, Подавиться бы вам нады».

Обнаружено в д. Пудовкино Синеньской вол. Саратовского у. Написано руководителем антисоветской группировки.

Современный комиссар

Вот он весь, как намалеван, Бедный наш Иван.

Не умыт, угрюм, оплеван, Вечно полупьян.

Вечно праздно он шатался,

Пил да все гулял,

Больше всего с ворами знался, Да и сам он не плошал.

Если плохо положили,

Почему и не украсть?

Но ему все говорили,

Говорила даже власть: «Перестань, Ванька, шататься, Дурака валять,

Пора делом заниматься,

Как бы не пропасть».

Выходил он на трибуну,

Стал народу разъяснять,

Как построить нам коммуну, Как коммуной жить начать.

«Теперь фабрику, заводы В свои руки все возьмем,

Как и будут с них доходы, Мы госфондом назовем.

Отдадим землю крестьянам,

С них копейки не возьмем,

Пусть, мол, пашут ее даром,

Только хлеб у них возьмем».

Говорил слова не даром, Каждо слово в цену клал.

Ванька стал уж комиссаром И все буржуев проклинал.

А сам все выше поднимался,

По ступенькам вроде шел,

 Потом как-то вдруг сорвался,

 Полетел вниз кувырком.

Долго думал он, старался,

Как нужду бы победить,

Наконец он догадался:

Самогон начал варить.

 Выпить может сто стаканов,

Только подноси,

И таких вот комиссаров

Много на Руси.

В с. Усть-Курдюм Саратовской вол. и уезда обнаружена листовка. Автор неизвестен.

«1928 г., января 26 дня выпущена программа "Как живется крестьянину". Власть дерет шкуру, овец и кур. Они тащат, тащат коммунарам, чтобы вечер не пропал сегодня даром. Еще этим не довольны, веди корову, овцу, а то на клеш мне не хватает, а жена его ругает: "Какой ты властью управитель? Ты крестьянский разоритель". Крестьянин, закружившись, выбился из мочи. Называй его короче — товарищ. Какой ты есть мне товарищ, когда денежки все собираешь и всех голодных оставляешь? Сжал крестьянин туго губы: "Провались, проклята, в ... Все не придет ли тот час сминутный, полетят с вас шкуры дутны". Допекают крестьянина, даже возможности уже допекли1*»...

В с. Красный Яр той же волости Камышинского у. обнаружена листовка. Автором листовки подозревается бывший член КСМ.

«Товарищи крестьяне. Вот уже семь лет, не считая трех лет гражданской войны, а мы все переживаем тот советский кризис в крестьянстве, который большевики привыкли называть "подъем сельского хозяйства". В чем выразился подъем сельского хозяйства? Большевики констатируют переходом из маломощных слоев в середняцкие. Где это видано? Кто это докажет? Есть хотя один пример этого? Нет! Наоборот. Посмотрите жизнь хотя бы Красного Яра, и вам станет ясно, что все происходит наоборот, то есть количество разоряющегося крестьянства, частично входящего в число местных батраков, а частично уходящего на трудовые заработки, возрастает с каждым годом. Этот факт неоспорим. Разве это факт, что и посев в хозяйстве или уменьшался, или совсем сокращался, тогда как большевики характеризуют увеличение посева. За чей счет? Правильно сказал т. Смилга: "Если у нас маломощное крестьянство переходит в середняцкое, то какие же надобности вызвали освободить еще 10% от единого сельхозналога. Раз бедняков меньше, а середняк уплатить может, то и нуждаемость в освобождении от налога не требуется". Товарищи крестьяне! Довольно нам быть разрозненными. Давайте сплотимся для борьбы с какой бы то ни было властью за свои жизненные, за свои кровные, чисто крестьянские интересы. Не отставайте, товарищи крестьяне, следуйте нашему примеру. Группа аграрников. Старайтесь читать листовку № 2, выйдет вскоре».

12 января 1928 г. на здании ВИКа в с. Красный Яр той же волости Камышинского у. обнаружено заявление. На правом углу данного заявления нарисована рука, сжимающая кинжал.

«Заявление. Доводится до сведения всех граждан в том, что мы рассмотрели ненадежные силы коммунистов, каковы у них порядки. Теперь мы видим, что порядки у них никуда не годны, потому что крестьянам не помогают, а только грабят. Это пошла старинка, при которой грабили. Так, Советская власть не ставит крестьян на ноги, а только валяет с ног. Слезы нам. Граждане, кто это заявление читал, то присоединяйтесь к нам. Мы против Советской власти. Не имеет право никто сорвать».

На обратной стороне идет продолжение: «Просьба к крестьянам: подпишитесь к нам. Кто думал, тот не изменит, тот и будет думать против грабежа крестьян и рабочего класса. Мы завоевали власть, которая не должна грабить, она грабит еще хуже, чем грабила старая власть. Подпишитесь, крестьяне».

Листовка, присланная в редакцию «Большой молодняк» в г. Саратове. Прошкин — бедняк, бывший член ПСР88. Ведет систематическую антисоветскую агитацию на селе.

«Мысль крестьянина. Плохо жилось при царизме: было насилие, было мордобитие, было затемнение народа. Словом, плохо жилось, сжимали кругом в кулак. Наконец, дожили до светлого дня. Светлый день — это Советская власть. Открытый путь ко всему, просвещение, культура, поднятие сельского хозяйства. Кругом истина, правда, и золотые горы еще сулят впереди. Словом, настала крестьянину масленица, а не жизнь.

Но давайте посудим посерьезнее. Советская власть поднимает хозяйство — так куда ни глянь, мужик стонет, мужик плачет, дерут с мужика последнюю шкуру, Советская власть вспомнила 1917 г., растопырила свои хищные грабительские руки на последние пожитки крестьян. Советская власть подыгрывается, чтобы вывозили хлеб на государственные ссыпные пункты. Но нет, крестьяне за десять лет научились многому. Крестьяне вместо того, чтобы везти хлеб государству, готовят глубокие ямы и прячут хлеб, чтобы не нашли советские грабители. Потом — новая выдумка. Мало того, что выгребают хлеб, нужны денежки. Выпушен крестьянский заем для поднятия сельского хозяйства. Широко распространяется этот заем. Говорится так: "Пусть не будет двора, не имеющего облигации". А крестьяне на это говорят: "Пусть не будет ни одной облигации в руках крестьянина". Мало того, что выгребают хлеб, еще хотят подыграться, выиграть у мужика последние денежки. Но нет, ошибетесь. Еще — в Госбанк кладите деньги, платим хорошие проценты. Но нет, крестьянин хорошо знает, что государство берет без отдачи, и на этом под него тоже не подыграешься. Пускай пропадет хлеб в ямах, пропадают деньги, но не дадим государству, которое разоряет нас в корень. Деньги у нас есть — сумеем без государства поднять хозяйство. Хотя газеты разукрашивают, что хорошо живется крестьянину, промышленность растет, сельское хозяйство поднимается, но это все ложь: сельское хозяйство разоряется, сельское хозяйство падает у нас. Не нужно врать в газетах. Мы вам не верим, а только смеемся над вашими враками. Мы сами видим, как вы нас грабите, разоряете. Нужно сказать истину. Плохо живется при Советской власти крестьянам. Налог непосильный, страховка непосильная, а там еще побочные грабежи: дай хлеба, дай денег взаймы без отдачи. Крестьяне зачастую стали проклинать Советскую власть, вспоминая хорошее старое.

Не пора ли бросить грабить крестьян! Ведь не 1917 г.

Кто вас отдернет — знайте скорое будущее!

Разозленный крестьянин с. Змиевки Салтыковской вол. Сердобского у. Саратовской губ. Иван Герасимович Прошкин»...

88 Партия социалистов-революционеров (эсеры) — одна из основных революционных партий в России в 1901 — 1922 гг. Сформировалась в конце 1901 — начале 1902 гг. в результате объединения народнических кружков и групп. Лидерами партии были М.А.Натансон, Е.К.Брешко-Брешковская, Н.С.Русанов, В.М.Чернов, Н.Д.Авксентьев, М.Р.Гоц, Г.А.Гершуни, Б.В.Савинков и др. По мнению эсеров, крестьянство успешно противостояло городскому капитализму с его централизацией и поглощением мелкого производства и, таким образом, трудовое крестьянство (т.е. ведущее хозяйство без применения наемного труда и эксплуатации) обладало социалистическим характером и являлось главной движущей силой революции в союзе с пролетариатом.

Ядром программы эсеров, принятой на 1-м Учредительном съезде партии (декабрь 1905 г.), являлась ее аграрная часть, в которой выдвигалось требование «социализации земли», т.е. экспроприация крупной частной собственности и передача этой земли сельским общинам. Как тактическое средство борьбы эсеры допускали индивидуальный террор. «Боевая организация» (во главе с Г.А.Гершуни, с 1905 г. — Е.Ф.Азефом, с 1908 г. — Б .В. Савинковым) в 1902 — 1905 гг. подготовила ряд террористических актов на высокопоставленных чиновников и в том числе на великого князя Сергея Александровича. В 1906 г. партия раскололась: ее правое крыло образовало Трудовую народно-социалистическую партию (народные социалисты или энесы), а левое крыло составил союз максималистов, сторонников террора и экспроприации. В 1914 г. меньшая часть партии, выступившая против войны, образовала ядро «левых эсеров», из которого после 1917 г. выросла отдельная партия, сотрудничавшая с большевиками до июля 1918 г. После левоэсеровского мятежа члены партии были исключены из состава советов.

При активном участии эсеров летом 1918 г. были созданы: в Самаре — Комитет членов Учредительного собрания, в Сибири — Западно-Сибирский комиссариат и Временное Сибирское правительство, на Дальнем Востоке — Правительство автономной Сибири, в Архангельске — Верховное управление Северной области, на Юге — Диктатура «Центрокаспия». В этот период эсеры объявили себя «третьей силой», однако их политика потерпела провал, приведя к установлению жестких режимов Колчака и Деникина. В 1920 г. большинство левых эсеров выступило за сотрудничество с большевиками.

Эсеры принимали участие в Кронштадтском мятеже, крестьянских восстаниях 1921 г. В 1922 г. в Москве состоялся суд над эсерами, партия фактически прекратила свое существование, часть лидеров партии эмигрировала, часть была арестована.

1*Так в тексте.