Сводка № 5 ЭКУ ОГПУ о хлебозаготовительной кампании 1927/28 года и настроении крестьянства 11 января 1928 г

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1928.01.11
Метки: 
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 1 май 1927 — ноябрь 1929. Москва РОССПЭН 1999. Стр. 141-146.
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 53. Л. 76—86. Подлинник.

 

№ 36

1. Самарская губерния. По сообщению от 6 января. Самарская губерния находится в кольце ряда потребляющих губерний (Ульяновская, Уфимская, Саратовская, Уральская, Татарская республика), в силу чего из пограничных районов Самарской губ. хлеб большими партиями направлялся и направляется в эти губернии. Громадная разница в ценах (до 5 —6 р. за пуд муки) создавала стимул не только для частного капитала, но и для самих крестьян вести гужем за сотни верст муку в эти губернии для продажи. Такой громадный вывоз хлеба сорвал хлебозаготовки госзаготовителей, сдавать хлеб которым по конвенционным ценам никто не хотел.

На внутреннем рынке частный капитал точно так же, платя до 2 р. за пуд, снимал большие привозы, переправляя хлеб по железной дороге в различные пункты. Отмечаются многочисленные факты, когда скупкой зерна, перемолом его на муку занимаются крестьяне, главным образом, кулаки и зажиточные (как их называют, «маклаки»), которые ездят по деревням, скупают мелкими партиями хлеб, мелют по 100 — 200 пуд. на мельницах, вывозят на городские рынки. По примерным подсчетам, за последние месяцы частниками снято с рынка 480 000 пудов хлеба, преимущественно пшеницы.

Железнодорожники-провизионщики скупают по пуду-два муки и этим самым вносят большую дезорганизацию на рынок.

Одновременно обращает на себя внимание деятельность мясоторговцев-частников, которые за время заготовок собрали 330 000 пуд. мяса (на 14000 т общих заготовок госзаготовителей по плану 1927/28 г. частник собрал 5400 т). В различных пунктах имеются крупные компании частников, которые имеют разветвленную агентуру (до 70 человек), десятками вагонов отправляют мясо. Обороты их достигают сотни тысяч рублей. Выгодное соотношение между ценами на хлеб и мясо создает для крестьянства стимул выброски на рынок вместо хлеба мясо.

Настроение крестьянства

Такое состояние хлебозаготовок и товарного рынка создало в деревне обстановку, при которой вопрос о хлебе и товаре является центральным вопросом. Наиболее распространенным мнением среди крестьянства является то, что хлеб надо придержать до весны, когда цены на него должны будут повыситься. Отсутствие товаров и наличие денег у крестьянства при этих выжидательных настроениях приводят к чрезвычайно слабому ходу хлебозаготовок.

Наличие хлеба у крестьян бесспорно, несмотря на имевший место в ряде районов губерний неурожай. Например, в Екатериновском районе установлено излишков хлеба до 100 000 пуд., который сосредоточен у более крепких слоев крестьянства и середняков. Запасы хлеба достигают 2 тыс. —3,2 тыс. пуд. у отдельных крестьян. Со стороны кулацкой и зажиточной части деревни начинает появляться настроение «прижима города», которое сказывается и в том, что эти слои хотят использовать наши затруднения в целях собственного благополучия. Характерный разговор зажиточного крестьянина Воскресенского Самарского у. с рабочими на базаре: «В настоящее время Вы, рабочие, не даете нам, крестьянам, необходимые промтовары и предметы первой необходимости, а имеющиеся не отпускаете по довоенным ценам, поэтому сейчас Вы от нас не получите ничего. Мы хорошо знаем, что все равно весной Вам хлеб будет нужен и Вы тогда дадите ту цену, которую мы запросим».

Наряду с этими настроениями со стороны, главным образом, середняцкой части деревни отмечается усиление недовольства городом, обвинение власти, что она «обесценивает крестьянский труд»:

«Крестьянский хлеб чрезвычайно дешев, а производственные товары рабочих очень дороги, власть за бесценок скупает весь хлеб и отправляет его за границу, а крестьянам за это ничего не дает. Если будет война, я и остальные крестьяне будем обязательно воевать, но тогда восстановим власть чисто крестьянскую, чтобы крестьяне не жили так, под угнетением рабочих» (середняк Османкин, Бугурусланский у.).

«Крестьяне не везут хлеб на рынок, наученные горьким опытом прошлого года, когда у них за бесценок взяли весь хлеб. Как тогда, так и сейчас государство не дает крестьянам никаких товаров, а поэтому крестьяне будут всячески задерживать привоз хлеба».

Со стороны отдельных бедняков, кустарей-одиночек отмечается также недовольство создавшимся положением. Характерны в этом отношении разговоры ряда крестьян-бедняков Бугурусланского у., смысл коих сводится к тому, что: «Крестьяне поступают правильно, что не везут на рынок хлеб. В этом виновата Советская власть, которая за 10 лет своего существования не смогла поставить промышленность на твердые рельсы».

2. Курская губерния. По сообщению от 3 января. По 20 декабря 1927 г. (вторая декада) по Курской губ. заготовлено зернопродуктов 11 393 000 пуд., что составляет по отношению к годовому плану 51,8%. В истекшем декабре так же, как и в прошлом месяце, отмечено слабое поступление на рынок зернопродуктов, главным образом, ржи и овса, объясняется это рядом причин: с одной стороны — недостаточное снабжение рынков промтоварами, а с другой — крестьянство удовлетворяет свои материальные нужды средствами, вырученными от продажи других продуктов сельского хозяйства, и заработками, полученными на сахарных заводах. Однако следует отметить, что с первой декады декабря замечается подъем хлебозаготовок, так, например: в третьей декаде ноября было заготовлено 336 000 пуд. разных зернопродуктов, в первой декаде декабря — 417 000 пуд. и во второй — 504 000 пуд. Для усиления темпа хлебозаготовок со стороны местных организаций принимаются все необходимые мероприятия, в частности, промтовары, главным образом мануфактура, направляются в хлебные районы губернии. Результаты данных мероприятий должны сказываться в ближайшем будущем.

В связи с недостаточным подвозом зернопродуктов на рынок частные хлебозаготовители усилили свою деятельность и производят заготовку по повышенным ценам, чем дезорганизуют рынок и усложняют работу плановых государственных и кооперативных заготовителей.

В работе хлебозаготовляющих организаций в истекшем декабре отмечено следующее: а) Заготовительный пункт Госторга в Рыльске производит заготовки вики по цене 86 к. [за] пуд, тогда как установленная цена ее 80 к. [за] пуд. Делается это в целях захватить наибольшее количество вики и не допустить ссыпки ее на имеющиеся там пункты «Хлебопродукта», б) Н.Смородинское с/х кредитное товарищество Поныровской вол. Курского у. по неустановленной причине ведет заготовку зернопродуктов по пониженным ценам, так, например: рожь по цене 75 к. [за] пуд., овес — 66 к. [за] пуд, просо — 64 к. [за] пуд, гречиха — 34 к. [за] пуд и конопля — 1 р. 15 к. [за] пуд.

3. Тульская губерния. По сообщению от 4 января. Хлебозаготовки по губернии слабы. Основными причинами слишком незначительного выбрасывания крестьянством на рынок хлеба являются сравнительная обеспеченность крестьянства деньгами и отсутствие для деревни промтоваров. При наличии этого положения темп хлебозаготовок в декабре по-прежнему остается весьма медленным.

4. Ульяновская губерния. По сообщению от 2 января. Заготовки по губернии идут слабо. Так, в ноябре план заготовок выполнен на 7,2%, с 1 декабря по 21 декабря выполнен на 4%. К причинам слабого предложения хлеба со стороны крестьянства необходимо отнести нижеследующее: 1) Засушливая погода, стоявшая в период засева озимых культур, создала у крестьян выжидательное настроение. 2) Пониженные Наркомторгом в сентябре прошлого года директивные цены самым отрицательным образом отразились на предложении хлеба. 3) Снижение государственных повинностей, отдаление сроков платежей налогов и т.д. значительно облегчило производителя и, в значительной мере, лишило его побудительного стимула к выбрасыванию хлеба на рынок.

4) Экономические факторы, вызывавшие понижение подвозов хлеба, в основном сводятся к следующему: за истекшие с уборки хлебов месяцы имела место усиленная реализация второстепенных продуктов сельского хозяйства и продуктов животноводчества, сбыт которых для крестьянина был наиболее выгоден, чем продажа имевшихся у него излишков хлеба. Поднявшаяся почти вдвое цена на скот (в ноябре 1926 г. корова стоила в среднем 77 р., в текущем году (так в тексте) в ноябре — 120 р.), окрепшее экономическое положение крестьянского хозяйства, ряд побочных заработков и увеличившиеся цены на рабочие руки и гужевые перевозки, естественно, не обуславливали стимула к увеличению подвозов хлеба.

Рыночные цены на рожь, бывшие в июле — августе прошлого года стабильными и давшие в сентябре понижение до 6 к. в пуде, в октябре уже дают значительное повышение. На некоторых рынках цены на рожь достигают 1 р. 30 к. за пуд (до 60 к. повышение в сравнении с ценами в июле — августе). Цены на пшеницу ввиду усиленного спроса и плохого урожая ее также неуклонно росли вверх. По некоторым рынкам расхождение цен на пшеницу по сравнению с летними месяцами достигало 1 р. 38 к.

Цены на зерно и переработанную продукцию имеют еще более значительный разрыв между собою. В настоящее время, если цена на рожь в среднем равняется 76 к., то ржаная и сеянная мука доходит до 1 р. 80 к. за пуд. Это обстоятельство также отразилось на подвозе хлеба со стороны крестьянства. Крестьянство, учитывая выгодность реализации своих избытков в переработанном виде, предложение ржи и пшеницы сводит почти к нулю.

Отсутствие маневренного хлебного фонда, слабая реализация Наркомторгом и местными заготовителями плана внутригубернского снабжения, наличие неурожайных и потребительских районов в губернии и соседних с ней Чув[ашской] республике и Нижегородской губ. не дают никакой абсолютно возможности к устранению имеющегося разрыва цен. Снабжение городов, рабочих и потребительских районов хлебом протекало слабо, наблюдалась спекуляция переработанной продукцией со стороны частников и отчасти низовой кооперации. Винокуренная промышленность губернии, не обеспеченная в достаточной степени сырьем (зерном), нарушала систематически заготовительные цены. Громадный разрыв в заготовительных и директивных ценах. Обостренность международного положения последних месяцев и опасность войны. Все вышеуказанные обстоятельства обуславливали собою сокращение предложения со стороны крестьянства.

Роль частника в хлебозаготовительной кампании 1927 г. (в последние месяцы) заключалась, главным образом, в перерабатывании зерна, в частности, проса и пшена, где частник, пользуясь громадным разрывом цен между зерном и переработанной продукцией, успешно и усиленно развивал свои заготовительные операции.

Норма, установленная Наркомторгом для торговых, накладных и других расходов на 1927/28 г., не должна превышать 48 к. за центнер. Превышение этой предельной нормы имелось только со стороны Хлебопродукта в размере 7 р. 36 к. на центнер.

5. Пензенская губерния. По сообщению от 31 декабря 1927 г. Замечавшийся усиленный подвоз хлеба в августе и сентябре с октября резко упал. Так, за ноябрь выполнен план на 10,8%, А всего с начала кампании всеми заготовителями заготовлено 3 012 900 пуд., или 17,7% годового плана.

Главными причинами, повлиявшими на отрицательную сторону хлебозаготовок, являются: 1. Острый недостаток промтоваров, в частности мануфактуры. 2. Низкие цены на хлеб по отношению к ценам на промтовары. 3. Неограниченное участие частника в хлебозаготовках. 4. Усиленные разговоры среди крестьянства о войне, а в связи с этим и склонность крестьянства к удержанию хлебных излишков. 5. Недостаточный нажим налоговых и других органов. 6. Бездорожье в период октября и ноября месяца.

6. Сталинградская губерния. По сообщению от 5 января. Несмотря на благоприятные моменты для хлебозаготовок, установившийся хороший путь, все же ход заготовительной кампании далеко не удовлетворителен. Всего заготовлено с начала кампании по 1 декабря 1927 г. всех культур 42 537 т, что составляет 39% к общему плану.

Особенно понизился темп заготовок за последние [месяцы] — ноябрь и декабрь. Заготовлено всех культур в сентябре И 460 т, октябре — 1694 т, ноябре — 3235 т. За декабрь полных цифровых сведений еще нет, но он даст понижение до 70% против ноября.

Главная причина слабого подвоза зернопродуктов за последнее время, как отмечается по всей губернии, — это резкое расхождение цен на хлебопродукты с ценами подсобного с/х продукта, как-то: мясо, свинина, птица, сено и др. В Усть-Медведицком округе идет усиленная скупка свинины и рогатого скота. В Хоперском округе в связи с работой консервной фабрики, потребляющей мяса 50 000 пуд., и плюс заготовка скота на внешний рынок, что расширяет сбыт населением скота и сокращает вывоз хлеба (так в тексте).

Второй причиной является ограниченный до сего времени завоз в хлебозаготовительные районы промтоваров, в частности мануфактуры, в силу чего нередко фиксировались разговоры населения, как-то: «Нам не дают возможности купить необходимого товара, то мы хлеба сеять будем меньше» (Усть-Медведицкий и Хоперский округа).

В конце декабря Сталинградской губ. было получено 3 вагона мануфактуры, специально предназначенной для стимулирования хлебозаготовок, каковая и была губвнуторгом распределена по кооперативным организациям хлебозаготовительных районов, с предупреждением продавать товар крестьянам, сдавшим хлеб в государственные и кооперативные организации. Это мероприятие с самого начало дало ряд отрицательных явлений. В станице Арчадинской Усть-Медведицкого округа после объявления указанных мероприятий около ПО собралась толпа крестьян с руганью по адресу власти, которые кричали: «Власть не знает, чем донять народ, так выдумала не давать совершенно за деньги товар. Отвоевали себе лучшее — за свои деньги купить нечего, а все говорят, что советские деньги твердые». Результатом недовольства в ПО мануфактура с 23 декабря лежит без движения, так как на обмен хлеба никто не везет. В Хоперском округе это мероприятие вызвало следующее явление. 31 декабря 1927 г. в магазине ПО «Смычка» при большом скоплении народа были слышны выкрики: «Вытаскивай из-за прилавка приказчиков и берите товар. Это все на наши деньги приобретено». Со стороны бедняцкой части также имеется недовольство. Говорят: «С каждым днем становится хуже жизнь. Крестьянину Советская власть с каждым днем меняет свои порядки. То говорили, что записывайтесь в кооперацию, будут членам давать товар, а теперь дают товар только за хлеб, а мы сдали свой весь хлеб еще осенью, когда мануфактуры не было, а теперь не дают». Аналогичные явления наблюдаются и в других районах губернии.

В Николаевском у. 27 декабря 1927 г. были обнаружены два воззвания под лозунгом «Слободе голод грозит!». Оба воззвания аналогичного характера, написанные от руки, говорящие, что населению запрещают вывоз из слободы товаров, с каждым узелком задерживают, а мельница отправляет хлеб во все концы. Это, мол, трест, ему можно, а люди голодают. Организуют кооперативы, а частника не надо, а частник только и держал вашу слободу и т.д.

7. Сибирский край. По сообщению от 3 января. Вся заготовка хлебопродуктов по Сибири с начала кампании по 10 декабря 1927 г. выразилась в 33 666 декатонн разных культур, что составляет 25,5% годового плана и 39% календарного. Причем выполнение календарного плана заготовок отдельными заготовителями характеризуется следующими данными: Хлебопродукт — 41%, Сибкрайсоюз45 — 63%, Сельскосоюз46 — 76%, Сибторг — 50%, Масло-жирсиндикат — 74%, Мельтрест — 74%.

Основная причина недовыполнения планов заготовок является недоснабжение промтоварами. В связи с общим ростом хозяйства покупательный фонд деревни растет: со 168 млн в 1925/26 г. до 235 млн р. в 1927/28 г. (по контрольным цифрам Сибплана на 1927/28 г.).

При наличии в 1927/28 г. повышенного по сравнению с 1926/27 г. заготовительного плана завоз товаров значительно сократился.

С начала кампании на протяжении первого квартала наблюдалась усиленная реализация крестьянами льна, кожи, мяса и других продуктов сельского хозяйства, значительно превышающая 1926/27 год. Последнее обстоятельство, а также благодаря отсутствию нажима по взысканию просроченных ссуд, числящихся за населением по денежному и натуральному кредитованию со стороны Селькредита, Госсельсклада и Сельскосоюза, — у населения образовалась некоторая денежная насыщенность, отрицательно влияющая на заготовки.

Помощник начальника [4] отделения ЭКУ ОГПУ Иванов.

Уполномоченный Тизенберг.

 

45 Сибкрайсоюз (Сибсельскосоюз). Сибирский краевой союз с/х кооперации был образован в сентябре 1922 г. как универсальный центр с/х и кредитной кооперации Сибири. С декабря 1922 г. начал активную производственно-сбытовую деятельность: занимался заготовками масла, пушнины, хлеба, развивал кредитную кооперацию. Наряду с этим, особенно в первые годы деятельности, занимался и потребительскими операциями, что порождало параллелизм в отношениях с потребкооперацией. Второе собрание уполномоченных Сибсельскосоюза (1925) постановило создать две производственных системы — маслодельную и с/х с кредитным уклоном и отказаться от торговли потребительскими товарами (см.: Сельскохозяйственная кооперация и Сельскосоюз. М., 1925. С. 146-167).

46 Сельскосоюз — Всероссийский союз с/х кооперации был образован Учредительным съездом уполномоченных с/х кооперативных союзов, состоявшимся 20 — 24 августа 1921 г. в Москве. Согласно Уставу Сельскосоюз ставил своей целью объединение с/х кооперативов для совместной работы по организации кооперирования, проведение агрокультурных мероприятий, производство необходимых для сельского хозяйства средств производства, переработку и сбыт продуктов сельского хозяйства, организацию с/х кредита и проведение других мероприятий, направленных на поднятие производительности труда в сельском хозяйстве.

Устав следующим образом определял состав Сельскосоюза: «В члены Всероссийского союза с/х кооперации могут входить: а) всероссийские объединения с/х кустарной и промышленной кооперации и таковые же центральные объединения отдельных республик РСФСР; б) областные краевые и губернские союзы, находящиеся на территории РСФСР и объединяющие с/х и кредитные кооперативы, занимающиеся прозводством и сбытом продуктов сельского хозяйства, а также и другими операциями по оказанию содействия сельскому хозяйству, и в) те уездные и районные союзы указанного в пункте «б» характера, которые или совершенно не входят в состав членов губернского или областного союза, или по характеру своей деятельности не могут быть обслужены его работой» (РГАЭ. Ф. 4106. Оп. 2. Д. 2. Л. 244 — 245). В течение первого периода деятельности до выделения всероссийских отраслевых кооперативных центров и окончательного оформления сбытовых систем с/х кооперации Сельскосоюз являлся центральным объединением в области снабжения средствами производства, переработки и сбыта продуктов сельского хозяйства для внутреннего и внешнего рынка. После образования в 1925 г. Совета Центра с/х кооперации и создания Всесоюзного совета колхозов (Колхозцентр) Сельскосоюз фактически превращается в специализированный центр по производственному снабжению с/х кооперативов. В 1927 г. Сельскосоюз был переименован во Всероссийский союз с/х кооперации по снабжению крестьянского хозяйства средствами производства. Однако снабженческая деятельность Сельскосоюза стала наталкиваться на противодействие со стороны государственных органов. Создание государственного акционерного снабженческого органа — Тракторцентра привело к фактическому свертыванию деятельности Сельскосоюза, который прекратил свою работу в августе 1929 г. Активы Сельскосоюза были переданы Хлебоцентру.