Письмо А.Субботина Н.А.Булганину о Л.П.Берия – «агенте» английской разведки. 6 августа 1953 г.

Реквизиты
Направление: 
Государство: 
Датировка: 
1953.08.06
Метки: 
Источник: 
Дело Берия. Приговор обжалованию не подлежит. Сост. В.Н. Хаустов. М.: МФД, 2012. Стр. 201-202. (Россия. XX век. Документы).
Архив: 
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 171. Д. 481. Л. 129—130. Копия. Машинопись.

 

 

54

Письмо А.Субботина Н.А.Булганину о Л.П.Берия – «агенте» английской разведки.1     

6 августа 1953 г.

Секретно

МАРШАЛУ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

товарищу БУЛГАНИНУ Н.А.

В связи с разоблачением Берия как агента международного империализма считаю своим партийным долгом доложить Вам, что, по моему мнению, предатель Берия во время своего пребывания в августе 1942 года в г. Тбилиси имел связь с англичанами.

В качестве подтверждения я имею в виду следующий факт, имевший место в штабе Закавказского фронта в мою бытность Начальником штаба фронта, а именно:

Полковник Штеменко, прибывший с Берия как направленец нашего фронта в Генштабе, на третий день после прибытия обратился лично ко мне с просьбой — подготовить изолированную, хорошо прибранную комнату, необходимую ему якобы для приема и переговоров с английским военным представителем. Полковник Штеменко сказал мне, что этот прием ему поручил Берия. Но ни о характере, ни о цели этого приема Штеменко меня в известность не поставил, а также не назвал ни чина, ни должности, ни фамилии этого иностранного представителя. Обращение ко мне со стороны полковника Штеменко по этому вопросу носило секретный характер, и об этом приеме, как я понял из его слов, никто знать не должен.

Комната была приготовлена (она оказалась никем не занята), и полковник Штеменко ею был, после осмотра, удовлетворен. Это было вечером, а прием должен был состояться, по словам полковника Штеменко, или в данный вечер, или на другой день. Ключ от этой комнаты полковник Штеменко взял себе.

Состоялся ли прием — я не знаю, и поскольку полковник Штеменко облек этот вопрос в сугубую секретность, я не считал нужным спрашивать его об этом приеме и никаких разговоров по этому поводу я ни от кого вообще не слыхал.

Докладывая Вам, товарищ Маршал Советского Союза, об этом факте в связи с разоблачением Берия как врага нашего народа и как агента империализма, я, со своей стороны, считаю, что этот факт приема англичанина в условиях сложной военной обстановки говорит о преступной связи Берия и Штеменко с англичанами, направленной против интересов нашей Родины.

Генерал-майор А. СУББОТИН

(Начальник кафедры Высшей Военной Академии имени Ворошилова)

5 августа 1953 года

1  На первом листе имеются пометы: «Тт. Маленкову Г.М., Молотову В.М., Хрущеву Н.С. Послано тт. Руденко P.A. и Москаленко К.С. Булганин 6.VIІІ.1953 г.», «Доложено. Д. Суханов. 7.VIII.53».