Ходатайство протоиерея А. И. Введенского о помиловании приговоренных к расстрелу по делу петроградского духовенства и верующих. 5 июля 1922 г.
№ 24 - 2925
5 июля 1922 г.
Председателю Петрогубисполкома т. Зиновьеву
Ревтрибунал сегодня вынес смертный приговор нескольким церковникам за контрреволюционную деятельность26.
Моральное значение этого приговора несомненно огромное. Контр-революция недопустима в церкви, хотя бы она прикрывалась самыми возвышенными лозунгами.
Беспощадность в оценке контрреволюции в церкви со стороны правосудия рабоче-крестьянского правительства есть акт, который должен оздоровить те зарвавшиеся церковные круги, которые захотели превратить в контрреволюционную организацию церковь.
Я — инициатор того обновления церкви, которое хочет сделать церковь не содержанкой капитала, а борцом за трудовой народ против насилия эксплоататоров, своим богатством делающих положение пролетариата нестерпимым.
18 февраля я сделал на страницах «Петроград[ской] Правды» вызов буржуазному христианству. Эту борьбу с ним я веду и сейчас и буду вести до конца жизни. С 18 февраля моя жизнь превратилась в сплошную пытку, увеличивавшуюся с каждым днем. Меня травило духовенство, начиная с патриарха, меня оскорбляла чернь, было несколько покушений на мою жизнь. В начале процесса я тяжко ранен в голову этой церковной контрреволюцией, возненавидевшей меня за то, что я открыто указал на ее неправду и на правду тех идеалов, за которые борется советская власть.
Угрозы стереть меня с лица земли со стороны черной сотни увеличиваются каждый день.
И все же, думаю, что Вы не сочтете странной мою просьбу — не приводить в фактическое исполнение этого приговора. К этому побуждает меня не только то, что я — христианин, обязанный прощать своим врагам и просить за них.
Нет, я думаю, что и, с точки зрения общественной, достаточно: 1) квалификации преступления церковников, как заслуживающего высшей меры наказания, 2) советская власть теперь так сильна, что может помиловать своих врагов, которые, конечно, ей не опасны. Ведь эти церковники, как личности, так ничтожны с точки зрения политической!
Не достаточно ли будет их полной изоляции, что сделает их абсолютно безвредными для государства?
Приговор к расстрелу, приостановленный милостью (и только ею) победившего пролетариата, конечно, образумит пылкие головы церковных контр-революционеров. Фактический же расстрел создаст из этих церковников мучеников для толпы (вот почему многие из нее так хотят этих расстрелов), чего они, конечно, не заслуживают. Я хотел лично переговорить с Вами обо всем этом. Но рана от камня мешает мне покинуть квартиру: я надолго еще выведен из строя.
Протоиерей Александр Введенский
Шпалерная 34 кв. 17.
Р. S. Вся наша группа будет ходатайствовать перед Вами.
— Л. 45—46. Рукописный подлинник, автограф. Сверху на л. 45 штамп о принадлежности документа к делопроизводству заседания Политбюро, протокол №17, п. 16 от 13 июля 1922 г. (№ 24-33).
Примечания и комментарии:
25 09.07 1922 г.. А. И. Введенский направил М. И. Калинину более краткое ходатайство о помиловании осужденных на расстрел по петербургскому процессу, близкое к публикуемым в составе дела 24 (№ 24-29 и 24-34). Одобряя «суровый, но справедливый приговор», А. И. Введенский пишет далее, прося о его смягчении: «Пусть эту милость они не заслужили, но обстоятельства дела обновления церкви понуждают меня всемерно просить об этой милости. Нас обвиняют, что это мы, обновленцы, расстреливаем митрополита Вениамина, которого любят массы, привыкли к нему и который (не считая истории с ценностями) придерживался в своих речах аполитичности. Из него враги нашего движения хотят сделать мученика, умерщвленного „красными попами". Это страшно повредит нашему делу, а мы хотим, ведь, болыпаго дела — сделать из церкви не орудие буржуазии, а, наоборот, бороться за права пролетариата, за правду октябрьской революции».
- ГАРФ, ф. А-353, оп. 6, д. 11, л. 64-65об.
26 Этот приговор см. № П-148. Кроме того, по петроградскому процессу публикуются: заявление митрополита Вениамина от 05.03 1922 г. (№ П—21), протокол совещания петроградской комиссии Помгола с представителями митрополита Вениамина от 06.04 1922 г. (№ П-88), воззвание митрополита Вениамина от 10.04 1922 г. (№ П-96), обвинительная речь П. А. Красикова на процессе от 29.06 1922 г. (№ П-145), кассационная жалоба и просьба защитников Я. С. Гуровича и др. о помиловании осужденных от 07.07 1922 г. (№ П-149).
Кроме того, в ГАРФ выявлены следующие документы по петроградскому процессу:
1. «Соглашение об изъятии ценностей из церквей» между петроградской комиссией Помгола и представителями митрополита Вениамина от 06.04 1922 г. — ГАРФ, ф. А-353, оп. 6, д. 11, л. 56-об. (опубликовано в «Правде» от 14.04 1922 г.).
2. Ходатайство о помиловании настоятеля Исаакиевского собора протоиерея Леонида Константиновича Богоявленского, направленное во ВЦИК его женой Зинаидой Васильевной и его детьми, от 06.07 1922 г. — там же, л. 79—80об.
3. Ходатайство о помиловании митрополита Вениамина, направленное в Президиум ВЦИК защитником Яковом Самуиловичем Гуровичем, от 09.07 1922 г. — там же, л. 12—13об.
4. Ходатайство группы духовенства «Живой церкви» о помиловании приговоренных к расстрелу, направленное во ВЦИК 08.07 1922 г. Подписи те же, что в № 24-30, и еще 5 подписей. Приложены положительные отзывы уполномоченного ВЦУ протоиерея Михаила Гремячевского о семи осужденных — там же, л. 140-141, 130-об.
5. Заявление ВЦУ во ВЦИК о том же от 09.07 1922 г. — там же, л. 52.
6. Ходатайство о помиловании Юрия Петровича Новицкого, направленное защитником М. С. Равичем во ВЦИК 12.09 1922 г. — там же, л. 75-76об.
7. Письма Ю. П. Новицкого с ходатайством об отмене смертной казни приговоренных по петроградскому процессу, направленные во ВЦИК А. С. Енукидзе, а также В. А. Стеклову в газету «Известия» и профессору Ю. Гойбарху 03-14.07 1922 г. — там же, 60-63об., л. 34-35об., 36-38об.
8. Ходатайство адвоката Л. И. Гиринского о помиловании осужденных, направленное во ВЦИК 18.07 1922 г. — там же, л. 123-об.
9. «Записка по делу о митрополите Петроградском Вениамине, профессоре Ю. П. Новицком и других», составил «23/ѴІІ 1922 профессор Петроградского Университета [подпись неразборчива]» — там же, л. 43-47.
10. Ходатайство о помиловании осужденных, направленное московским комитетом политического Красного Креста председателю Президиума ВЦИК М. И. Калинину в июле 1922 г. — там же, л. 77-78об.
11. «Характеристики десяти присужденных постановлением Петроградского Ревтрибунала к высшей мере наказания», подписанные «по уполномочию группы „Живая церковь"» протоиереем Александром Боярским, с перечислением смягчающих обстоятельств, июль 1922 г. — там же, л. 137-139об.
12. «Заключение № 410/В» «члена-докладчика по кассационным жалобам» об отклонении всех кассационных жалоб по петроградскому процессу, июль 1922 г. — там же, л. 131-13боб., 183-184.
Комплекс ценных документов о петроградском процессе с интересным предисловием опубликован М. В. Шкаровским: Два эпизода борьбы с церковью в Петрограде//Звенья. Вып. 2. М.; СПб., 1992. С. 555-560, 569-579.