Постановление Политбюро ЦК РКП(б) о реализации ценностей, найденных в Киево-Печерской Лавре. Из протокола заседания Политбюро № 49, п. 15 от 19 февраля 1925 г.

Реквизиты
Тема: 
Государство: 
Датировка: 
1925.02.19
Источник: 
Архивы Кремля. В 2-х кн. / Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. - М. - Новосибирск, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), «Сибирский хронограф», 1997, стр. 188-189
Архив: 
АПРФ, ф. 3, an. 60, д. 23

 

№ 23-5446

СТРОГО СЕКРЕТНО

СЛУШАЛИ:

ПОСТАНОВИЛИ:

15. О ценностях найденных в 6. Киево-Печерской Лавре. (ПБ от 12/II, пр[отокол] № 48 п. 12). (т.т. Брюханов, Владимирский).

Разрешить ЦК КПУ использовать найденные в б. Киево-Печерской Лавре ценности полностью на голодающих и детей в пределах УССР.

СЕКРЕТАРЬ ЦК

— Л. 81. Машинописная выписка на бланке ЦК РКП(б) 1925 г., сделанная 19 февраля 1925 г. Выше текста выписки напечатан адрес рассылки: «Тов. БРЮХАНОВУ».

— АПРФ, ф. 3, оп. 1, д. 476, л. 28. Черновой протокол заседания Политбюро. Подлинник на бланке постановлений Политбюро, колонка «Слушали» на машинке, колонка «Постановили» от руки. Номер пункта в верхней части бланка исправлен от руки на «15» вместо ранее напечатанного «12», рядом число даты заседания «17» исправлено от руки на «19». Внизу рукой Л. 3. Мехлиса адрес рассылки: «Выписки т.т. ЦК КПУ Квирингу — шифром; Брюханов». В последней строке бланка «Кем отправлены (подпись)» автограф С. Ф. Чечулина. Л. 4: «Присутствовали: члены Политбюро: т.т. Бухарин, Зиновьев, Рыков, Сталин, Томский. Кандидаты в члены ПБ: т.т. Рудзутак, Фрунзе. Члены ЦК РКП т.т. Красин, Раковский, Цюрупа, Бубнов, Варейкис, Пятаков, Каганович, Михайлов, Смирнов А. П., Угланов, Догадов. Члены През[идиума] ЦКК т.т. Гусев, Ярославский, Шварц, Куйбышев, Шкирятов».

Примечания и комментарии:

46 О. Ю. Васильева и П. Н. Кнышевский, опираясь на публикацию в эмигрантской газете «Дни» (Берлин) от 6 января 1925 г., следующим образом трактуют «повторную „чистку" Киево-Печерской лавры». По мнению авторов, «в ее подвалах обнаружили несколько пудов золотых и 110 пудов серебрянных художественных изделий, укрытых от недобрых глаз реквизиторов в 1922 году. Там же были найдены церковные украшения с 360 бриллиантами, несколько мешков со старыми процентными бумагами на несколько миллионов рублей и „контрреволюционная" переписка тихоновского толка». См.: Васильева О. Ю., Кнышевский П. Н. Красные конкистадоры. С. 191-192. По всей видимости, источником информации для эмигрантской газеты служила советская пресса, в которой довольно активно шло обсуждение этого сюжета. Так, например, в газете «Известия» (1925 г. 6 янв.) была опубликована заметка, направленная на дискредитацию патриарха Тихона, который, по мнению ее автора, не только скрывал обнаруженные ценности, но и через «монашенскую агентуру» направлял «агентурные сведения» за границу. Патриарх Тихон был вынужден по этому поводу обратиться в редакцию газеты 10.01 1925 г. с просьбой напечатать его опровержение (Известия. 1925. 18 янв.). В своем письме глава Русской Церкви сообщал, что он вступил в управление монастырем в начале 1924 г. после лишения советской властью «фактической возможности управления» украинских архипастырей. Поэтому он не мог сделать распоряжения о сокрытии ценностей в Лавре, а тем более вести через монахов сношения с «заграничной контрреволюцией» и с «контрреволюционными группами внутри СССР». (См.: Акты Святейшего Патриарха Тихона... С. 350).