Справка ОГПУ о контрреволюционном выступлении в Дидоевском участке Андийского округа Дагестана. 4 апреля 1930 г.
4 апреля 1930 г.
Дидоевский участок Андийского округа является наиболее труднодоступным и отсталым районом с замкнутым натуральным хозяйством. Район этот в прошлом был базой восстаний Сайд Бека Шамиля и Гоцинского.
На почве безобразнейших перегибов, голого администрирования, стремления «форсировать» колхозное строительство, тракторизацию и т.д. (проводились также и хлебозаготовки) в этом районе 11 марта начались массовые волнения, спровоцированные и возглавленные контрреволюционными шариатскими элементами. Выступившие организовали отряд, разогнали местные органы советской власти, создали «шариатский совет» и «шариатский суд». Во главе выступления стоит бывший командир красных партизан Вали Дойгаев. Численность вооруженных в начале была до 100 человек; по последним же сведениям, число вооруженных увеличилось якобы до 500 человек. Волнения охватили почти все селения Дидоевского участка.
Глава движения, Вали Дойгаев, от имени повстанцев предъявил Окрисполкому следующие требования:
1) отменить коллективизацию;
2) вернуть вакуфные земли;
3) прекратить преследование духовенства.
В основном Дойгаев жаловался на безобразия местных властей и требовал смены их.
На предложение распустить банду Вали Дойгаев отвечал: «Взял руководство намеренно, так как обозленные, темные и глупые дидоевцы могут натворить много неприятностей».
Дидоевский участок относится к Цумадинскому району (центр — с. Цумада). Выступившие дидоевцы указывают, что в районе нет их представителей (дидоевцев), и жалобы дидоевцев в основном сводятся именно на цумадинскую власть, которую и требовали привлечь к ответственности.
Необходимо отметить, что за весь последний период времени эксцессов в Дидоевском участке не было.
Выступившие перехватили засадами все горные проходы, ведущие в дидоевский участок.
Район выступления изолирован войсковыми частями и партотрядами, занявшими горные перевалы и дороги, ведущие в Грузию и северо-восточную часть Дагестана.
Бюро Дагкома ВКП(б) в своем решении от 28 марта с. г. фиксировало:
«1) Немедленно выслать особую следственную комиссию для расследования всех допущенных извращений, перегибов и преступлений отдельных работников Цумадинского района и привлечения к ответственности, проведя суд на месте с участием бедноты.
2) Предложить Дагестанскому союзу отправить немедленно инструктора для организации кооператива в Дидое и принять срочные меры к переброске промтоваров и хлеба для снабжения трудящихся».
Еще в самом начале событий одним из требований выступивших было присоединение к Грузии. Как видно из прилагаемых телеграмм, 2 апреля к Закавказскому войсковому заслону (Кодорский перевал, Грузия) явилась делегация дидоевцев, заявившая от имени населения о желании присоединиться в составе 40 селений к Грузии.
Нужно учесть, что Дидоевский участок имеет ряд экономических связей с Грузией (пастбищный вопрос).
Мы считаем необходимым вопрос о Дидоевском участке разрешить без вмешательства вооруженной силы, если дидоевцами будут выполнены условия сдачи.
Совершенно очевидно, что Дагестанскому правительству мирное разрешение вопроса при отношении дидоевцев к ним (посылка в Грузию делегации) не удастся.
Считал бы необходимым срочную посылку из центра спец. комиссии по советской линии или уполномочить кого-либо из Ростова, СКК.
Заместитель председателя ОГПУ
Ягода
Начальник СОУ ОГПУ Евдокимов