Шифротелеграмма секретаря казахского крайкома ВКП(б) М. И. Кахиани И. В. Сталину о необходимости избирательно применять репрессивные меры в Южном Казахстане. 20 ноября 1932 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1932.11.20
Метки: 
Источник: 
Голод в СССР 1929-1934 Т. 2 М.: МФД 2012 С. 218-219
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 40. Д. 83. Л. 139—139об. Копия.

 

Строго секретно

Возвратившись из поездки по Южному Казахстану и ознакомившись с решением и директивой крайкома всем обкомам от 11 ноября по хлебозаго­товкам, считаю необходимым сообщить ЦК о своем мнении.

Прежде всего полагаю, что до посылки всем обкомам решения о распро­странении методов и репрессивных мероприятий, аналогичных принятым по директиве ЦК ВКП(б) Севкавкрайкомом по районам Кубани, на некоторые районы и колхозы в районах Казахстана необходимо было по такому важно­му вопросу получить предварительную санкцию и совершенно конкретные указания ЦК партии. Между тем к настоящему моменту уже занесено краем и областями на черную доску 19 районов и колхозы в 16 других районах.

В частности, я не согласен с некоторыми пунктами директивы крайкома:

1) Считаю нецелесообразным и неправильным распространение методов и репрессивных мероприятий, аналогичных принятым по Кубани, на некото­рые казахские колхозы и некоторые казахские районы с полукочевым населе­нием. Например, распространение таких мероприятий на некоторые колхозы таких районов, как Кзыл-Ордынский, Казалинский, Кармакчинский в Юж­но-Казахстанской обл., на Джамбейтинский р. в Западно-Казахстанской обл. и на некоторые колхозы такого пограничного района, каковым является Катон-Карагайский р. в Восточно-Казахстанской обл. Необходимо отметить, что в постановлении Казкрайкома и СНК от 19 октября, опубликованном в газетах, Кзыл-Ордынский, Казалинский, Кармакчинский, Джамбейтинский районы в числе других районов Казахстана определены и отнесены к рай­онам кочевым и полукочевым.

2) Считаю неправильным пункт директивы крайкома обкомам о том, чтобы «объявить всем колхозам и колхозникам: до выполнения плана хле­бозаготовок не представляется право использования постановления ЦК от 15 сентября о расширенном праве индивидуального пользования скотом»[1]. Необходимо отметить, что решением крайкома и СНК от 19 октября, опуб­ликованным в газетах, эти льготы предоставлялись немедленно.

3) Считаю неправильным опубликование во всех областных газетах теле­графной директивы крайкома за подписями Голощекина и Исаева с указанием части репрессивных мероприятий, в частности, опубликование в печати пункта о   возможности постановки вопроса о высылке из пределов края в северные области, заселения их поселков другими колхозниками из других краев.

Кахиани


[1] 17 сентября 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О сельском хозяйстве и, в частности, животноводстве Казахстана», в котором указывалось, что обязательными условиями коллективизации сельского хозяйства кочевых и полукочевых районов республики являются создание прочной хозяйственной базы для животноводства и расселение населения в благоустроенных поселках. Было особо подчеркнуто, что задачи оседания и коллективизации могут быть успешно решены только на основе добровольности и самодеятельности бедняцко-середняцких масс, что формой колхозов в животноводческих районах должны быть товарищества по совместной обработке земли и косьбе. Ввиду специфических условий Казахстана ЦК ВКП(б) признал допустимым иметь в индивидуальном пользовании каждой семьи — члена животноводческого товарищества и артели до 100 овец, 8—10 голов рогатого скота, 3—5 верблюдов, 8—10 табунных лошадей (История советского крестьянства: В 5 т. Т. 2. М., 1986. С. 204).