Справка ИНФО ОГПУ о настроении интеллигенции в связи с раскрытием вредительской организации в заготовительных организациях/ 28 сентября 1930 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.09.28
Метки: 
Источник: 
"Совершенно Секретно": Лубянка Сталину о положении в стране (1922-1934 гг), т.8, ч.2, 1930 г., Москва, 2008 Стр. 1184-1187
Архив: 
ЦА ФСБ Ф. 2. Оп. 8. Д. 658. Л. 106-112. Подлинник.

 

28 сентября 1930 г.

№ 386913 Совершенно секретно

В противовес мнениям рабочих, с удовлетворением отозвавшихся на раскрытие вредительской организации в заготовительных организациях, значительная часть различных слоев интеллигенции встретила сообщение ОГПУ о раскрытии вредительской организации и о расстреле вредителей отрицательно.

Наряду с имеющимся рядом фактов положительного отношения (искреннее возмущение, заявления о желании заполнить производственные прорывы, о приеме в партию и т. д.) отмечается значительное число отрицательных суждений и даже открытых выпадов против советской власти. Основное, что проскальзывает в суждениях и отношении указанной части интеллигенции, — это недоверие к опубликованному сообщению.

Вредительская организация расценивается как выдумка, ложь, «очередной блеф наших правителей», необходимый для того, чтобы «скрыть неумение коммунистов управлять страной», «чтобы разрядить атмосферу и свалить продовольственные затруднения на вредителей». Среди этой части интеллигенции существует убеждение, что пострадали невиновные, которых «вынудили подписать опубликованные в газетах показания». Основными виновниками создавшегося положения со снабжением считают правительство и коммунистическую партию, политика которых привела якобы к «критическому положению с продснабжением». Особенно резко критикуется экспортная политика советской власти.

Особо злостные суждения в связи с раскрытием вредительской организации отмечены среди профессуры.

Харьковский медицинский институт. Профессор Шамов: «Надо отдать должное дипломатическим способностям советского правительства. Ведь это же лучший выход из создавшегося ужасающего положения. В такой остро критический продовольственный момент все свои бесконечные ошибки в результате многих ложных шагов, порой граничащих с диким упрямством и самодурством, свалить на голову снова контрреволюции. Как неудачи, так вывезет контрреволюция. Все это самообман. Не только мы, интеллигенция, но уже и громадное большинство других слоев населения прекрасно видит и понимает настоящее положение вещей».

Старший ассистент доктор Хавкин: «Снова сенсация. После Киевского дела СВУ всплывает теперь московское. Вместо того чтобы как-нибудь подумать об улучшении снабжения населения продуктами первой необходимости, народ утешают газетными сообщениями о раскрытии какой-то организации вредителей.

Кого это интересует? Ведь, в сущности, продовольственная программа сорвалась не через вредителей, а, с позволения сказать, благодаря чрезмерному и ретивому увлечению экспортом, организованному не вредителями, а нашими партийными руководителями. Европа знает действительное положение вещей, ее не обманешь, и недаром она бойкотирует наши "излишки"».

Профессор Несмелое: «Мы живем в эпоху не возрождения, а крайнего упадничества. Мы катимся вниз. Вчерашние друзья советского государства сегодня становятся его врагами. Поневоле врагом сделаешься, до того жить трудно. Вредители есть повсюду и раскрытая организация — не выход из положения».

Гор. Москва. Больница им. Боткина. Профессор Огородников (бывший офицер, назначен для поездки в научную командировку за границу): «Расстрел 48 вредителей — это безобразие. Я после этого расстрела жду, что мясо в России будет стоить 100 руб. фунт».

Профессор Розаков в разговоре высказался против расстрела вредителей.

На митинге 10-го корпуса из 30 врачей и 13 профессоров присутствовал один врач (Дмитриева).

На митинге 9-го корпуса врачи Хмелев и Гольцев заявили: «Мы, медработники, должны высказываться против этого убийства».

Обращают внимание суждения отдельных работников совучреждений.

Гор. Москва. Наркомпочтель. Научно-техническое управление. Чертежник Родионов (родственник вредителя Шафрановского, расстрелянного по делу о вредительстве в Наркомпочтеле): «В царское время расстрелы тоже были, но это были единичные случаи, а теперь смотрят на людей, как на собак. В числе расстрелянных очень мало из "наших" евреев, всего 12 или 13 человек».

Протасевич Ал. Ал.: «Вот тебе и разрешена мясная проблема, вот и стали ясны причины отсутствия продовольствия. Нет продовольствия — и сейчас же создают дело. Неслыханное это дело расстреливать такими пачками».

Гришин П. П.: «Теперь немного подтянут в Москву продовольствие, чтобы показать, что после вредителей стало лучше. Но это только показное, а вообще со снабжением, и служащих в особенности, обстоит плохо. Можно быть уверенным, что до конца пятилетки служащие ничего не получат».

Гор. Москва. Проектно-строительное управление Центрофарфортреста. На общем собрании по вопросу о вредительстве специалист Горохов заявил: «Ознакомившись со следственным материалом по делу о вредительстве, я пришел к заключению, что эти люди не виноваты, а виной всему политика государства, которая привела их к таким поступкам. Их обвинять нельзя, в сущности, пострадали невиновные».

Наркомзем СССР. Руководитель группы информации Наркомзема Бобылев: «Нужно расстрелять несколько наркомов за это дело. Микоян также ответственен. Аппарат разбух, берут кого попало».

Ответственный сотрудник Союзплодоовощ Казаков заявил руководителю Союзплодоовощ Дездерскому: «Вы меня арестуйте и передайте ОГПУ. Романовский будет теперь всех топить. Я хочу дать точные показания».

Художественная организация ОХР, г. Москва. Счетовод Николаева: «Неужели вы верите? Это им нужно, вот они и пишут о вредителях».

Гор. Москва, ГОТОБ 1. Дирижер Голованов: «Все зло заключается в том, что большевики как-то не умеют поставить специалистов по своим местам. Очень часто, да и в этом деле, как видно из газет, специалисты одних профессий работали в чуждых им отраслях, что, естественно, влекло за собой ошибки, которые впоследствии оказались актами вредительства».

Гор. Москва, ТАСС. Агент пресс-клише Альтшуллер заявил: «Раздули дело».

Характерно, что за последние дни на стенах уборных систематически появляются лозунги, написанные хорошим почерком и вполне грамотно: «Долой Сталина со сворой собак!», «Пятилетка — хомут на шее трудящихся», «Антисемитизм — это ширма, за которой еврей бьет по русской рабочей шее» и т. п. (ведется усиленная разработка по линии ИНФО).

«Рабочая Москва». 23 сентября в помещении издания «Рабочая Москва» был организован митинг. Несмотря на неоднократные приглашения, на митинг не пошли заведующий художественным сектором Клинч, весь штат художественного сектора, заведующий информационным отделом Позняков, репортер Минцингер, отговорившийся занятостью.

Недопустимо вела себя на митинге сотрудница редакции Духман, заявив группе стоявших с ней сотрудников: «А, может быть, уйти, кому это нужно? И без нас могут обойтись».

Совкино. Некоторые администраторы высказывают уверенность в том, что на фабриках и в прокате Союзкино тоже существует вредительство. Приводился следующий факт: ударная бригада Межрабпома выпустила короткометражную фильму в ответ на обращение ЦК о борьбе с прорывами. Фильма была готова уже 10 дней, демонстрируется всего 2 экземпляра и то помимо проката Союзкино. До сих пор Межрабпом не может получить от Союзкино наряда на печатание нужного количества экземпляров.

Этот вопрос 23 сентября обсуждался на секретариате ЦК ВЛКСМ, где были представители Межрабпома и УКЗМ, а представитель Союзкино также не явился (ведется разработка по линии ИНФО).

Особого внимания заслуживают отклики на раскрытие вредительской организации со стороны инженерно-технического персонала промышленных предприятий.

Часть специалистов в ответ на вредительство ответили коллективным вступлением в партию (завод редких элементов Горнохимтреста), закреплением себя на предприятии до конца пятилетки (Бехметьевский автобусный парк и др.), загрузкой по общественной работе (мясной комбинат, завод № 24, АМО и др.) и т.д. Но наряду с этими положительными откликами отмечается значительное число фактов отрицательного и даже враждебного характера.

Завод «Парострой» треста Котлотурбина. Библиотекарь заводского клуба (персонально известен): «Это — очередной блеф наших правителей для того, чтобы скрыть недостатки и неумение управлять страной. Теперь этим материалом докладчики будут фигурировать на рабочих собраниях и замазывать истинное положение вещей».

Завод «Серп и Молот». Объединение «Сталь». Заведующий прокатным цехом инженер Мармарштейн: «Коммунисты — народ беспринципный и, если им нужно что-нибудь доказать, то они пускают в расход полсотни людей».

Помощник заведующего электрической секцией РКС Кузнецов: «Я не верю во вредительство, это дело раздуто и после расстрела мяса все равно не прибавится».

Заведующий механической секцией ОКСа инженер Мягков: «Все они уже расстреляны давно, а все остальное разыграно потом».

Обувная фабрика «Буревестник». Технорук (персонально известный): «Это — чепуха, устроено все искусственно, так как коммунистам надо было разрядить атмосферу и свалить продовольственные затруднения на вредителей».

Завод им. Дзержинского. Инженер Моботдела (персонально известный): «В теперешних условиях всякий сделавший ошибку окажется вредителем. Я не думаю,

чтобы расстрелянные были вредители. Их вынудили подписать показания, которые опубликованы в газетах, пострадали невинные».

Гор. Москва. Постройка Института красной профессуры «Теплобетон». На состоявшемся митинге по вопросу о вредительстве в пищевой промышленности никто из адмтехперсонала не присутствовал.

Кожзавод «Красный кожевник». Один из специалистов (персонально известный) говорил: «Напрасно советская власть обвиняет профессоров, они не причастны к контрреволюционному вредительству. Все это является просто выдумкой, так как мяса нет и надо на кого-нибудь свалить вину».

Основной массой студенчества (Харьковские вузы) сообщение о вредительской организации в пищевой промышленности встречено с удовлетворением. На митингах и в общежитиях студенты высказываются за суровое наказание вредителей, требуют применения высшей меры наказания.

«Этих гадов, спекулировавших на переживаемых трудностях, перевешать надо. Необходимо показать контрреволюции, что рука пролетариата жестоко карает за такие дела. Надо отбить охоту у прочих вредителей заниматься своей преступной деятельностью» (Мединститут).

Отмечены указания на недостаточную бдительность партийцев, работавших в тех же учреждениях, что и вредители, и не сумевших своевременно заметить вредительство. «Тяжкое преступление контрреволюционеров, засевших в продовольственных организациях, и они за это должны понести наказание. Но виноваты также и партийцы, которые работали в этих учреждениях». (Вечерний рабочий университет).

«Прохлопали это дело наши партийцы-продовольственники. Не видели, как у них под носом творятся безобразия». (Мединститут).

Начальник Информотдела ОГПУ Запорожец

Помощник начальника 2 ИНФО ОГПУ Рассказчиков

Рассылается:

1) Менжинскому; 2) Ягоде; 3) Мессингу; 4) Евдокимову; 5) Прокофьеву; 6) Бокию; 7) Благонравову; 8) Ольскому; 9) Каулю; 10) Агранову; 11) Артузову; 12) Вельскому; 13) Визелю; 14) В деле; 15-20) В отделении.