16 июня 1925 г. — Краткая докладная записка председателя правления ГУВП П. А. Богданова председателю ВСНХ СССР Ф. Э. Дзержинскому¹* о положении ГУВП

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1925.06.16
Период: 
1923-1926
Источник: 
Советское военно-промышленное производство 1918-1926. Сборник документов. “Новый хронограф” М. 2005, стр. 476-480.
Архив: 
ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 55. Д. 747. Л. 41 -39. Подлинник.

16 июня 1925 г.

Совершенно секретно.

Заводы, входящие в настоящее время в состав ГУВП, вынесли на своих плечах всю тяжесть двух войн, империалистической и Гражданской, в части боевого снабжения армии и вышли из этой семилетней, непрерывно напряженной работы в состоянии глубокого разрушения. Оно возникло еще в самый разгар мировой войны и в дальнейшем все углублялось ввиду целого ряда причин, которые в главных чертах сводились к следующему: полное отсутствие мобилизационной подготовки заводов к войне и неожиданная мобилизация их в 1914 г., проведенная без плана; непрерывное на протяжении 1914‑1917 гг. разворачивание производства при острофорсированной работе, с полным отсутствием регулярного строительного и механического ремонта; бесплановое снабжение заводов оборудованием, материалами, топливом и рабочей силой с постоянными перебоями по всем линиям; быстрое сворачивание заводов в 1917 г.; полная демобилизация их в 1918 г. с бесплановым и хаотическим насаждением мирных производств; эвакуация в 1918 г. приграничных заводов, выведшая из строя ряд крупнейших единиц; новая бесплановая мобилизация с началом Гражданской войны и вновь непрерывно форсированная работа в исключительных условиях 1918‑1921 гг.; переход ряда крупных заводов в руки белых, пребывание ряда заводов в прифронтовой полосе; вторичное сворачивание работы с окончанием Гражданской войны и, наконец, отсутствие средств в течение 1921‑1923 гг. для реставрации заводов.

В итоге всех переживаний, которые выпали на долю военной промышленности, заводы пришли в состояние, которое может характеризоваться следующим образом:

а) общее производственное оборудование в сильной степени износилось при форсированной работе. Станки, обслуживающие тонкую и точную работу, утеряли точность;

б) оборудование заводов утеряло однотипность и правильную распланировку благодаря спешному и бесплановому пополнению;

в) заводские строения, длительно остававшиеся без ремонта, подвергались большому разрушению;

г) организация производства во всех его частях потерпела глубокое расстройство;

д) рабочая дисциплина пришла в полный упадок;

е) экономика производства искоренена;

ж) заводы растеряли опыт инженеров и рабочих, причем по отдельным производствам, остановленным за последние годы, мы совершенно растеряли специалистов либо остались отдельные «уники» (например, по трубочному производству).

Первые шаги к оздоровлению военной промышленности были предприняты в 1922 г., когда была проведена первая ассигновка на оздоровление заводов. Однако отсутствие в этот момент какого-либо мобилизационного плана не давало возможности построить и серьезного плана восстановления заводов, поэтому часть незначительных отпускавшихся средств тратилась недостаточно целесообразно. Одновременно приступлено было впервые к учету имущества заводов.

Совершенная недостаточность отпускавшихся вначале средств на оздоровление заставила выделить из общего количества нескольких десятков заводов всего шесть заводов, на которых и была сосредоточена работа по их оздоровлению, на остальных же заводах велась только работа по ремонту, и то в недостаточных размерах. Таковыми выделенными для оздоровления заводами явились: Тульские оружейный и патронный, Ижевский оружейный, Ковровский пулеметный, Пермский орудийный и Московский орудийный.

В серьезной постановке вопрос о приведении заводов в нормальное состояние и подъеме промышленности стал весной 1923 г., когда ГУВП настоятельно указывал на необходимость восстановления заводов военной промышленности. Возможные осложнения в конце 1923 г. содействовали серьезной постановке вопроса о военной промышленности, и с этого момента можно считать, что к оздоровлению заводов военной промышленности и восстановлению их мощи впервые подошли в плановом порядке, однако слабое финансирование ГУВП на оздоровительные работы заводов в 1923/24 г. не дало возможности осуществить намечавшийся план оздоровления заводов, и работы по оздоровлению пришлось снова сосредоточить исключительно на шести выделенных ранее для оздоровления заводах, предоставив остальным заводам, особенно находящимся на консервации и не имеющим нагрузки, продолжать разрушаться.

В силу исключительно тяжелого положения заводов ГУВП и отсутствия достаточных средств на их оздоровление, работу по оздоровлению ГУВП, начатую в 1923 г., пришлось разбить на несколько очередей, причем в первую очередь поставить: а) основные вопросы организационного порядка; б) вопросы улучшения качества изготовляемого вооружения и удешевления его. А во вторую очередь — вопросы планового порядка: а) подготовку заводов к мобилизации, их оздоровление; б) вопросы усовершенствования техники производства и новых изобретений.

В основу работ первой очереди по оздоровлению заводов ГУВП была положена необходимость создания такой организации военной промышленности, которая обеспечивала бы армию и флот наиболее совершенными предметами боевой техники с минимальной затратой на это государственных средств. Это требовало внесения в работу ГУВП принципа хозяйственного расчета, ограничиваясь так называемыми заводами основного кадра, вырабатывающими исключительно боевое снаряжение и требующими для своего производства специального оборудования и специальной организации производства, как точность, сложность, массовость, специальный режим работы и так далее. Далее специальные условия работы на кадровых заводах, а также необходимость согласования ряда заводов, выполняющих отдельные элементы основных боевых предметов, заставили твердо выдвинуть принцип сохранения руководства кадровыми заводами в едином органе управления, каковым является Главное управление военной промышленности.

Вышеуказанные принципы поставили вопрос как о реорганизации самого центрального аппарата ГУВП, так и оздоровлении производства на заводах. С этой целью работу ГУВП за отчетный период (1923/24 г.) пришлось вести по следующим основным линиям:

а) пересмотр состава заводов ГУВП и оставление в его ведении только заводов кадрового значения; в результате из 57 заводов в конце 1923 г. осталось в настоящий момент 38, причем в дальнейшем может быть выделено еще 3‑4 завода;

б) реорганизация ГУВП под углом зрения проведения принципов хозяйственного расчета, уничтожения бюрократизма и установления точных взаимоотношений с заводами, с каковой целью оформлен через СТО новый устав ГУВП применительно к декрету 10 апреля, а с другой стороны, проводится внутренняя реорганизация ГУВП с разделением функций планирования от администрирования;

в) принятие ряда мер в отношении качества изделий и удешевления их, постановки калькуляции и отчетности, снижения накладных расходов, проведения принципов рационализации труда и производства и так далее;

г) развитие мирной продукции на заводах ГУВП для увеличения нагрузки заводов из-за недостаточности военных заказов с целью сохранения мобилизационной готовности заводов.

Проведенная в 1923/24 г. и первой половине 1924/25 г. работа ГУВП подверглась тщательной проверке как со стороны Реввоенсовета, заслушавшего специальный доклад начальника ГУВП т. Богданова, а с другой стороны, состоявшейся в конце мая VII конференции заводов ГУВП. Резолюции как Реввоенсовета, так и конференции, приложенные к настоящей докладной записке, констатируют проделанную серьезную работу по приведению в порядок работы ГУВП и оздоровлению заводов, а также по улучшению качества изделий и снижению себестоимости.

Одновременно обе резолюции единодушно подчеркивают, что проделанная работа является первым шагом на пути оздоровления заводов ГУВП и что в основном работа по выполнению заданий, которые предъявляются сейчас военной промышленности, стоит еще впереди. Особенно этот момент резко подчеркнут в резолюции конференции, которая произвела оценку состояния заводов и их мобилизационной готовности и единогласно как голосами управляющих заводами, так и технических и коммерческих директоров постановила: «Конференция обращает самое серьезное внимание правительства на необходимость проведения в качестве первоочередных задач следующего:

а) крайняя изношенность оборудования и строений заводов военной промышленности создают положение, при котором заводы нельзя считать готовыми к выполнению тех требований, которые могут быть поставлены перед ними на случай войны. Положение это повелительно диктует необходимость, с одной стороны, своевременно разработать мобилизационный план и подробную программу работ заводов на время мобилизации, а с другой — своевременный отпуск достаточных средств как на оздоровление существующих заводов, так и на постройку недостающих новых;

б) отмечая, что наличие мобзапасов на заводах ГУВП недостаточно, а в отдельных случаях совершенно отсутствует, признать необходимым отпуск достаточных средств для своевременного пополнения этих мобзапасов в пределах намеченной мобпрограммы с тем, чтобы материалы заготовляемые могли быть своевременно закуплены и ввезены;

в) учитывая, что с момента объявления войны возможно полное закрытие границ Союза и прекращение ввоза оборудования и инструмента, материалов и так далее, заготовляемых за границей, считать необходимым заблаговременно озаботиться постановкой производства и добычи внутри страны необходимого для заводов военной промышленности оборудования, инструментария и материалов».

Конференция подвела итог первой очереди работы ГУВП, и в настоящее время является возможным перейти к выполнению второй очереди работ, а именно: к проведению тех основных плановых моментов, которые намечает вышеприведенная резолюция.

I. Проведение этого планового начала в дальнейшей работе ГУВП требует максимального согласования работы военного ведомства и ГУВП в отношении разработки плана мобилизации основного кадра заводов, а с другой стороны, чтобы правительство обратило самое серьезное внимание на необходимость отпуска достаточных средств в порядке дотации на проведение в жизнь подготовки заводов к выполнению мобилизационной программы и уже начиная с бюджета 1925/26 г. включило достаточные средства для выполнения этого плана.

Что касается взаимоотношений с военным ведомством, то в настоящий момент договоренность с военным ведомством в отношении плана дальнейшей работы достигнута, и можно думать, что в дальнейшем работа по линии совместной выработки мобилизационного плана и удовлетворения требований военного ведомства пойдет дружно. Необходимо, однако, чтобы эта работа была поддержана достаточным объемом военных заказов и достаточной дотацией на восстановление заводов.

Согласованное проведение вышеуказанных мероприятий даст возможность приступить, наконец, к действительно серьезной работе по подготовке заводов к войне и вывести этот вопрос из области хороших пожеланий и широковещательных резолюций на практическую реальную почву. Всякое промедление в этом вопросе явится в дальнейшем преступным.

II. Та широкая программа работ, которая намечается правлением ГУВП и одобрена конференцией, требует для своего проведения возможно более спокойных и нормальных условий работы.

В течение истекших полутора лет ГУВП пришлось реорганизовать себя сверху донизу (проведение нового устава, внутренняя реорганизация структуры, новое положение о заводоуправлениях и так далее). К тому же проведение этой реорганизации встречало те или другие противодействия и заставляло тратить время на доклады и заседания в ответственных руководящих органах. Достаточно указать, что проведение нового устава ГУВП и оформление концентрации заводов потребовало нескольких десятков заседаний в Госплане и длилось с 3 апреля по 5 августа, то есть 4 месяца. Кроме того, вопросы реорганизации ГУВП слушались: в Президиуме ЦКК в мае 1924 г., в Особой комиссии Президиума ВСНХ в июле 1924 г., на конференции металлистов в ноябре 1924 г., на съезде профсоюза химиков в июле 1924 г., в Президиуме ЦКК в январе 1925 г. и в заседании Реввоенсовета в апреле 1925 г. и, наконец, на заседании президиума ЦК металлистов в мае 1925 г. В конечном итоге все эти организации в той или другой форме одобрили произведенную реорганизацию и план работы ГУВП. Поэтому теперь, когда эта стадия реорганизации закончена, необходимо, чтобы на длительный срок ГУВП была дана возможность спокойно вести работу, сосредоточив все свое внимание на оперативных и плановых заданиях и отложив в сторону всякую дальнейшую реорганизацию.

Это тем более необходимо, что перед ГУВП продолжают стоять следующие исключительной важности очередные оперативные задачи: окончательное доведение качества изделий до технических возможностей норм, дальнейшее удешевление себестоимости изделий, разработка и проведение в жизнь плана подготовки заводов на случай мобилизации. Это положение встретило самый единодушный отклик на закрывшейся конференции и в конечном итоге вылилось в резолюцию, которая гласит:

«Конференция считает, что для полного использования достижений последнего года и доведения до конца намеченного плана работ по оздоровлению заводов и улучшению работы ГУВП в целом, а также в целях обеспечения быстрейшего разворачивания работы военных заводов на случай мобилизации, необходимо сохранить ГУВП как таковой (тип треста), включающий в себя как в единый орган весь основной кадр заводов ГУВП».

Основываясь на вышеизложенных соображениях, а также исходя из принятых конференцией заводов ГУВП резолюций, правление ГУВП выдвигает следующие конкретные вопросы:

1. В связи с составлением бюджета на 1925/26 г.:

а) внести в бюджет достаточные суммы по фонду промышленности для проведения необходимых мероприятий по оздоровлению механического оборудования и строений ГУВП, а также на консервацию (сметы будут своевременно представлены в ВСНХ, однако ориентировочно эта сумма может быть указана около 5060 млн. руб.);

б) внести в бюджет военного ведомства достаточные суммы для дачи ГУВП на предстоящий год производственной программы, превышающей в 1,5 раза минимум программу нынешнего года, дабы иметь возможность должным образом загрузить заводы ГУВП и тем иметь возможность удешевить стоимость изделий. При этом обязать военное ведомство дать заказ на те производства, которые сейчас приостановлены, дабы восстановить утерянные производственные навыки и обеспечение мобилизационной готовности соответствующих заводов;

в) отпустить по валютной смете достаточные средства на закупку за границей необходимого оборудования и мобилизационных запасов материалов, инструмента и так далее, не изготовляемых на заводах республики. Размер необходимых средств выясняется и будет внесен в установленном порядке через ВСНХ;

г) ввиду тяжелого положения с оборотными средствами ГУВП из-за их неликвидности дополнить недостающие для выполнения программы средства в порядке предоставления долгосрочной ссуды (необходимый размер устанавливается и будет внесен дополнительно в установленном порядке через ВСНХ).

2. Предоставить ГУВП возможность широко развить работу по восстановлению утерянных навыков и пополнению недостающего техперсонала, дав возможность улучшить материальное положение высококвалифицированного технического персонала, из которого многие являются «униками», путем должной постановки дела подготовки необходимых для военной промышленности инженеров в военных и гражданских втузах и облегчения возможности командировок за границу специалистов и администраторов-коммунистов военной промышленности.

3. В целях ускорения усовершенствования и изобретательства в военной технике, ввести широко в практику покупку и получение различными способами заграничных патентов в области военной техники, конфиденциальные командировки работников военного ведомства и ГУВП для ознакомления с производством за границей и другие секретные меры.

4. В организационном отношении — сохранение ГУВП как единого органа, объединяющего основной кадр военных заводов, с утвержденной СТО для него структурой треста.

5. Поставить на очередь вопрос о постановке внутри страны производства и добычи тех материалов и изделий для военной промышленности, которые до сих пор не производились внутри страны.

Обращаясь к вам с этой краткой информационной докладной запиской с приложением ряда основных резолюций, характеризующих работу ГУВГІ, правление ГУВП просит в случае постановки в Комиссии обороны или других высших органах вопросов, связанных с производством боевого снаряжения, вырабатываемого ГУВП, принять во внимание вышеизложенные соображения и прилагаемые материалы.

Приложения: 1) резолюции VII конференции; 2) тезисы П. А. Богданова к конференции; 3) резолюция Реввоенсовета; 4) постановление СТО о концентрации; 5) резолюция ЦК металлистов²*.

Председатель правления ГУВП П. Богданов³*

Примечания:

¹* Копии были направлены: председателю Комиссии обороны А. И. Рыкову, председателю Реввоенсовета СССР М. В. Фрунзе, секретарю ЦК РКП(б) И. В. Сталину, председателю ВСРМ И. И. Лепсе.

²* Приложения не публикуются. См. документ от 28 апреля 1925 г. — Из постановления заседания Реввоенсовета СССР по докладу начальника ГУВП П. А. Богданова о работе управления и документ от 5 мая 1925 г. — Из краткой справки начальника ГУВП П. А. Богданова о работе военной промышленности

³* Богданов П. А. (1882‑1939) — государственный деятель, один из организаторов промышленности в годы гражданской войны. В 1917 г. — член президиума исполкома Гомельского совета, член комитета РСДРП(б), председатель ВРК. С июля 1918 г. — на работе в ВСНХ: член правления Волго-Камского объединения, уполномоченный ВСНХ по национализации химической промышленности и член коллегии Химического отдела. С апреля 1919 г. — председатель Совета военной промышленности при Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной армии, с апреля 1920 г. — заведующий Главным управлением металлургической промышленности и член Президиума ВСНХ. С мая 1921 г. по январь 1925 г. председатель ВСНХ РСФСР, член Совнаркома РСФСР. С 1925 г. — председатель Северо-Кавказского крайисполкома, председатель правления Амторга, с конца 1923 г. — начальник Главного управления военной промышленности. Член ВЦИК и ЦИК СССР.

ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 55. Д. 747. Л. 41 -39. Подлинник.