Телеграмма секретаря ЦК ВКП(б) Л. М. Кагановича И. В. Сталину о чистке сельских парторганизаций на Кубани. 4 ноября 1932 г.
Передаем постановление о Кубани и о чистке[1], просим утвердить. Считаем целесообразным напечатание настоящего постановления. Просим сообщить Ваше мнение. Кроме того просим следующее:
1) Ввиду того что значительная часть приговоров Верхсудом смягчена, просим ЦК воздействовать в отношении срочного пересмотра этих дел, а также для облегчения рассмотрения кассационных дел командировать в край сроком на один месяц председателя Верховного суда или его заместителя, который бы совместно с местным прокурором и председателем суда окончательно рассматривал на месте кассации и утверждал приговоры к высшей мере наказания.
2) Командировать на Северный Кавказ 50 ответственных работников (масштаба членов коллегии наркоматов).
Каганович, Микоян, Шкирятов, Шеболдаев
[1] В постановление бюро Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) «О ходе хлебозаготовок и сева по районам Кубани» от 4 ноября 1932 г. были приняты меры по «слому саботажа хлебозаготовок и сева. Среди них основная — это занесение на «черную доску» станиц СКК (Ново-Рождественской Тихорецкого района, Медведовской Тимашевского района, Темиргоевской Курганенского района). В занесенные на черную доску станицы прекращался подвоз товаров и прекращалась кооперативная и государственная торговля, из кооперативных лавок вывозился весь наличный товар. Органами ОГПУ арестовывались «контрреволюционные элементы», «организаторы саботажа хлебозаготовок и сева». В постановлении давалось «последнее предупреждение» в отношении «наиболее позорно проваливающих сев и хлебозаготовки районов» (Невинномысского, Славянского, Усть-Лабинского, Брюховецкого, Ст.-Минского, Кущевского, Павловского, Кропоткинского, Ново-Александровского и Лабинского). В отношении единоличников, отказывающихся от земли и сева, предусматривалось применение взыскания по ст. 61, лишение их усадебной земли, выселение за пределы края в северные области. Крайпрокуратуре и крайсуду предлагалось «в ускоренном порядке» рассмотреть все дела по расхищению колхозного и государственного имущества, применив к виновным все меры суровых наказаний, предусмотренных законом от 7 августа 1932 г. об охране социалистической общественной собственности, с тем чтобы в «5-тидневный срок было рассмотрено не менее 20 дел с опубликованием приговоров в печати». Эта часть текста проекта постановления вписана лично Сталиным (АП РФ. Ф. 3. Оп. 40. Д. 83. Л. 54-60).
Особое внимание в постановлении уделялось местным коммунистам. Райкомам партии было предложено «покончить с примиренческим отношением к вопиющим антибольшевистским поступкам части коммунистов, прямым образом сомкнувшихся с кулацкими организаторами контрреволюционного саботажа, ставших рупором классового врага в рядах партии, тем самым ставших на путь измены партии, — и принять решительные меры борьбы с ними как предателями рабочего класса». Эта часть проекта постановления также вписана рукой Сталина (АП РФ. Ф. 3. Оп. 40. Д. 83. Л. 54—60).
В постановлении бюро СКК от 4 ноября 1932 г. было и «Особое постановление не для печати». В нем органам прокуратуры и КК РКИ поручалось в 5-дневный срок заслушать 5—10 дел о коммунистах, «организаторах воровства и хищений хлеба с привлечением к ответственности на основании декрета об охране общественной собственности с тем, чтобы приговора по ним публиковать в печати». Был признан политически неправильным приговор краевого суда о секретаре РК ВКП(б) Котове, «недооценившего контрреволюционное значение» его преступления. Краевому суду было предложено «пересмотреть дело и применить высшую меру» (АП РФ. Ф. 3. Оп. 40. Д. 83. Л. 54—59; Трагедия советской деревни. Т. 3. С. 522—524).
Изложенные в данном постановлении меры сразу же стали применять на местах. Например, бюро Тихорецкого райкома ВКП(б) СКК на своем заседании 4 ноября 1932 г. рассмотрело вопрос о проведении репрессивных мер в станице Ново-Рождественской. Было решено провести в станице с 7 часов утра 5 ноября закрытые партийное и комсомольское собрания и пленум совета с участием колхозного актива; «после пленума немедленно вывезти товары из кооперативных и государственных магазинов», выставить заставы с запрещением подвоза всех продуктов на рынок; взыскать досрочно платежи с колхозов и единоличников» (ПДНИКК. Ф. 1361. On. 1. Д. 130. Л. 61—62).