Шифротелеграмма секретаря ЦК ВКП(б) Л. М. Кагановича И. В. Сталину о ходе хлебозаготовок и севе в Северо-Кавказском крае. 1 ноября 1932 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1932.11.01
Источник: 
Голод в СССР 1929-1934 Т. 2 М.: МФД 2012 С. 184-185
Архив: 
АЛ РФ. Ф. 3. Оп. 40. Д. 83. Л. 36—3боб. Заверенная копия.

 

Строго секретно

1 ноября по приезде были на заседании бюро крайкома с участием груп­пы. За шестую пятидневку сдвига почти нет. Выступления ряда членов бюро, которые только вернулись из районов, отразили настроения части низовых работников и колхозников, показали неуверенность в выполнении планов и растерянность. Выступления подтвердили, что часть деревенских коммунистов (особенно в Кропоткинском, Тихорецком, Армавирском рай­онах) возглавляют кулацкие настроения.[1]

На общественное питание, т.е. поедоцкое распределение хлеба, в т.ч. и неработающим, в ряде колхозов Кубани истрачено по полтора центнера на колхозника. Отмена общественного питания в начале сентября вызвала мас­совый невыход на работу, краевые организации опять восстановили выдачу хлеба на общественное питание, правда, с некоторым уменьшением.

Проверка работы молотилок МТС Ново-Александровского р. показала массовую утайку пшеницы под видом второго сорта. Например, молотилка № 24 намолотила 1,2 тыс. ц, а показала на 218 меньше. Счетный аппарат во многих колхозах сильно засорен и оборачивает отчетность против нас.

Темпы сева почти в два раза ниже прошлого года, вместо 60—100 тыс. га за прошлый год теперь сеют 40—60 тыс. га в день.

Члены бюро до сих считают, что главная причина отставания сева — это отсутствие семян. Мы указали, что ссылка на семена есть прикрытие сабо­тажа. Районы не саботирующие, как, например, 10 донских районов, план сева уже выполнили. Мы покритиковали бюро крайкома, указали на конкретные ошибки, выделили комиссию для разработки предложения о планах по районам, занесении 3—5 кубанских станиц на черную доску[2] с лишени­ем их промтоваров, запрещением колхозной торговли в них, чистку партии, аппаратов и комсомольцев.

Краевые работники просят о снижении плана хлебозаготовок еще на 20 млн пуд. Окончательное решение примем 2 ноября после совещания с секретарями 22 кубанских райкомов, после чего передадим полный текст.

Каганович

Микоян



[1] Одним из таких коммунистов был председатель правления колхоза «Хуторянин» станицы Староминской С.И. Галас (из казаков, кандидат ВКП(б) с 1932). Постановлением Центральной комиссии по чистке сельских парторганизаций он был исключен из партии за то, что, будучи председателем правления колхоза, не боролся с саботажем, а наоборот, выступая на колхозном собрании, заявил, что «план хлебозаготовок нереален, что хлеб государству вывозить нельзя, т.к. колхозники останутся голодными» (ПДНИКК. Ф. 1075. On. 1. Д. 97. Л. 47-47об.; Д. 100. Л. 112об.).

[2] В ходе хлебозаготовительной и семенной кампаний 1932 г. т.н. «черные доски» использовались в качестве одной из форм идеологического обеспечения. Они противопоставлялись «красным», в которых сообщалось о тех или иных достижениях колхозного строительства. В буквальном смысле «черных досок» не было. Под данным заголовком в местной печати помещалась информация о колхозах и районах, срывавших выполнение государственных заданий по поставкам сельхозпродукции, выполнению важных сельскохозяйственных кампаний (например, засыпка семян).